Музыкальная энциклопедия - азбука музыкальная
Связанные словари
Азбука музыкальная
Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является "Извещение о согласнейших пометах", к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма.
В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил "Ключ" к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.
Певческие А. м. старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв.
Рукописи А. м. сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.
Литература: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.Н. Д. Успенский.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 702 | |
2 | 626 | |
3 | 610 | |
4 | 568 | |
5 | 556 | |
6 | 550 | |
7 | 549 | |
8 | 546 | |
9 | 541 | |
10 | 535 | |
11 | 531 | |
12 | 506 | |
13 | 502 | |
14 | 492 | |
15 | 485 | |
16 | 476 | |
17 | 468 | |
18 | 460 | |
19 | 444 | |
20 | 416 |