Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - балалайка

Балалайка

балалайка
рус. нар. струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения о Б. относятся к 1715. Корпус народной балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отд. сегментов, иногда овальной или полусферич. формы, долблёный. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская с одним круглым резонаторным отверстием или несколькими, расположенными звездообразно. На шейке навязано 5 жильных ладов, дающих диатонич. звукоряд. Струн 3; сначала применялись жильные струны, позднее металлические. Вторая и третья струны настраиваются в унисон, первая на кварту выше. Иногда употреблялись и др. строи: квартовый ("разлад"), кварто-квинтовый, мажорное и минорное трезвучия (т. н. "гитарный" строй). Звук извлекается бряцанием указательным пальцем правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно (осн. приём) и защипыванием отд. струн (гл. обр. первой). Изредка на отд. аккордах применяется т. н. "дробь" бряцание четырьмя пальцами. Звучит Б. негромко, но звонко. Использовалась в качестве сольного, а также ансамблевого инструмента и для аккомпанемента пению. На Б. исполняли нар. песни, преим. "частые" (т. е. быстрые), танцы, небольшие инстр. пьесы.

В 18-19 и нач. 20 вв. Б. была одним из самых распространённых нар. инструментов, о чём свидетельствуют многочисл. песни, сказки, пословицы, а также изображения Б. на лубочных картинках и др. В числе балалаечников-виртуозов этого времени проф. музыканты и любители Е. И. Хандошкин (1747-1804), М. Г. Хрунов (кон. 18 нач. 19 вв.), В. И. Радивилов (1805-63), Н. В. Лавров (1805-40).

В 1880-х гг. по указаниям В. В. Андреева Б. была усовершенствована инстр. мастерами Ф. С. Пасербским и позднее С. И. Налимовым. Корпус её приобрёл лучшие резонансные свойства, навязные лады были заменены врезанными, расположенными по ступеням хроматич. гаммы. Усовершенствованная Б. по сравнению с народной имеет корпус бульших размеров и более короткую шейку (общая длина 600-700 мм). При участии Андреева Пасербским было создано семейство Б. новой конструкции дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Эти инструменты, за исключением дисканта и тенора не получившие распространения, составили основу оркестра рус. нар. инструментов. К 1896 для всех инструментов семейства Б. был установлен квартовый строй. Первым исполнит. объединением балалаечников явился осн. в 1887 в Петербурге "Кружок любителей игры на балалайках" (в 1896 преобразован в Великорусский оркестр). С этого времени старая народная Б. начала выходить из употребления. Выдающиеся исполнители на усовершенствованной Б. В. В. Андреев, B. C. Трояновский (1883-1951), Н. П. Осипов (1901-45), среди современных виртуозов Е. Г. Авксентьев, П. И. Нечепоренко, М. P. Рожков. Имеются многочисленные школы игры на Б. П. К. Селивёрстова (СПБ, 1887), И. Деккер-Шенка (СПБ, 1892), В. В. Андреева (СПБ, 1894, 1905), Б. Бабкина (СПБ, 1895, 1900), Вл. Носова (СПБ, 1905) и др.

В сов. время для Б. создан ряд крупных художеств. произв. концерты с оркестром С. Н. Василенко, Ю. Н. Шишакова, Н. С. Речменского, фантазия "На посиделках" М. И. Ипполитова-Иванова, сюита С. Н. Василенко, вариации Н. П. Будашкина и др. В музыкальных школах, уч-щах и консерваториях существуют классы игры на Б.

Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Бабкин В., Балалайка. Очерки истории её развития и усовершенствования, "РМГ", 1896, No 6-7, 9; Привалов Н. И., Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа, "Известия Петербургского общества музыкальных собраний", 1905, вып. 6; Алексеев И. Д., Методика преподавания игры на балалайке, М., 1960; Соколов Ф. В., Русская народная балалайка, М., 1962.

К. А. Вертков.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины