Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - цани де ферранти м. а.

Цани де ферранти м. а.

цани де ферранти м. а.
(Zani de Ferranti) Марко Аурелио (6 VII 1800 или 1802, Болонья 28 или 29 XI 1878, Пиза) итал. гитарист, скрипач и поэт. С детства учился игре на скрипке, с 12-летнего возраста под впечатлением игры Н. Паганини стал стремиться овладеть виртуозной техникой (по совету Паганини занимался у Герли-сына). С 16 лет гастролировал в странах Европы. Вскоре, однако, увлёкся игрой на гитаре и с 1818 успешно выступал как гитарист. Жил в Париже (1820), затем в Петербурге (1820-24), где концертировал, одноврем. служа в качестве библиотекаря у сенатора П. В. Мятлева, затем секретарём у князя С. Нарышкина. В Петербурге сделал стихотворный перевод на итал. яз. "Поэтических раздумий" А. Ламартина, принёсший ему лит. известность. С 1824 Ц. де Ф. гастролировал; дал концерты в Гамбурге (1825), Брюсселе (1825), Париже (1826) и Лондоне (1827). Эти выступления принесли ему славу первого гитариста Европы (известны восторженные отзывы Паганини и Г. Берлиоза, а также А. Дюма-отца). С 1827 жил в Брюсселе, преподавал игру на гитаре и итал. язык в Корол. консерватории (с 1846), служил у бельг. короля Леопольда I (получил титул "гитариста короля Бельгии"). Гастролировал в Нидерландах, Великобритании, Франции, позднее в Сев. Америке (вместе со скрипачом К. Сивори, учеником Паганини). Концертировал в Брюсселе до 1852. Ок. 1855 возвратился в Италию, жил в Пизе, занимался гл. обр. лит. трудом.

Игра Ц. де Ф. на гитаре отличалась исключит. певучестью тона, нежностью, изяществом и выразительностью, блеском виртуозной техники; его мастерства особенно проявлялось в приёмах глиссандо и портаменто; избегал использования открытых струн и применял аппликатуру, близкую к выработанной мастерами испан. гитарной школы. Современники отмечали также изысканность его вкуса. Автор концерта для гитары с оркестром и ряда пьес для гитары соло фантазий на оперные темы, "Рондо фей" ("Rondo des fйes"), 6 ноктюрнов, каприса, дивертисмента; ему принадлежит также школа игры на гитаре "Mйthode pour la guitare".

Литература: Русанов В., Гитара и гитаристы. Исторические очерки, "Гитарист", 1905, No 10-11; Агафошин П., Новое о гитаре, М., 1928; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961, с. 62-64; его же, Гитара и гитаристы, Л., 1968, с. 40; Fetis F. J., Zani de Ferranti, "Revue musicale", 1834, v. 8, No 14; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926; Ferrari R., Zani de Ferranti, "Der Gitarren-Freund", 1931, Jahrg. 32; Rоwrоniak J., Gitara od A do Z, Kr., 1966; его же, Maly leksykon gitary, "Poradnik muzyczny", 1975, No 11; его же, Leksikon gitary, Kr., 1979.

Ю. Римкявичюс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины