Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - центральноафриканской республики музыка

Центральноафриканской республики музыка

центральноафриканской республики музыка
Муз. фольклор Центральноафриканской Республики (ЦАР) многообразен, что является результатом взаимообогащения культур многочисл. племён, населяющих страну. Муз. творчество народов ЦАР включает две осн. сферы: коллективное исполнение обрядовых действ (пение солистов и хора, танцы, пантомима, инстр. сопровождение), связанных с важнейшими событиями в жизни общины (инициация, приготовление к охоте и др.), и сольное исполнение проф. певцами-музыкантами ва-гбо нгомби (у народа нгбака), би-йа-бия (у нзакара) историч. эпоса, лирич. повествований, басен, причитаний и др. (пение, речитация, иногда сопровождаемые пантомимой).

В коллективных песнях широко используется антифон (солист хор или перекличка 2 хоров). У нгбака мелодика песен богата мелизматикой, каждый новый запев начинается с другого звука. В песне-танце "Икюмелела набоикинда" (произошёл от обрядов тайного об-ва "людей-пантер") муз. ткань полифонизируется за счет остинато одной из групп хора. Для песен характерны короткие мотивы, нисходящее мелодич. движение, пентатонич. лады (полутоны встречаются лишь в песнях мпийемо и кака), реже гексатоника. Обычно хор. пение сопровождается игрой на барабанах. У нгбака популярны ансамбли из 4 барабанов нгили (двухсторонние деревянные барабаны в форме усеченною конуса), к к-рым добавляются металлич. колокол макембе, погремушки, трещотки. Распространено также парное пение, при к-ром зачастую возникает канон (напр., в песне кака "Киланго танга").

Проф. музыканты ва-гбо нгомби исполняют песни (обычно лирические) под аккомпанемент 2-струн. арфы нгомби (имеет пантатонич. звукоряд в 2 октавы). Эти лирич. песни-повествования включают речитации. Начинаются они обычно инстр. прелюдированием, в к-ром устанавливаются лад и темп. Нек-рые песни (особенно эпические) сопровождаются игрой на санза кембе (инструмент имеет трапециевидный корпус с 12 гибкими металлич. язычками). Би-йа-бия аккомпанируют себе на 5-струн. арфе. Их песни и речитации это "импровизация до изнеможения".

Самобытно муз. иск-во пигмеев ба-бензеле охотников и кочевников, населяющих тропич. леса юго-запада ЦАР. Для них характерны хор пение (сольное исполнение практически отсутствует), полифоничность муз. ткани, богатая мелизматика У ба-бензеле существует особый тип пения мокомби (включает трели, звукоподражат. эффекты, приемы вокализации с резкими переходами от низкого регистра к фальцету, как в йодлях). Хор. песни в стиле мокомби основаны на пентатонике, диапазон мелодий часто превышает октаву. В песнях пигмеев используются 3 осн. ритма, применение к-рых строго регламентировано, джобоко (для праздничных песен), муйя (для магических), бондо (применяется во мн. песнях). Инструментарий ба-бензеле довольно разнообразен: односторонние деревянные барабаны ндуму (семейство ндуму состоит из "мужского" барабана мотопая, "женского" майгу, "детского" мона), погремушки авоко, ножные трещотки мангазе, 5-струн. арфа вондо; особую роль выполняет свисток хиндеву (дл. 7-8 см; номинально дает один тон, однако исполнители "выпевают" и высвистывают на нем ряд звуков). Своеобразным жанром музыки ЦАР являются мимич. сказки, зачастую представляющие собой комич. сценки, к-рые исполняются солистом (поет куплеты) и хором.

В период колониальной зависимости нек-рые традиц. муз. формы исчезли. После образования ЦАР (1960) развернулась деятельность по возрождению, сохранению и развитию нац. муз. иск-ва. Большую работу ведут находящиеся в Банги Служба иск-в и культуры (рук. Ж. R. Зана), Отдел нар. иск-в и традиций Нац. музея Бартелеми Боганды (здесь собрана коллекция записей традиц. музыки). В Банги находится Нац. школа иск-в (создана в 1967), где преподаются музыка, танец, драм. и пластич. иск-ва. Среди исполнителей традиц. музыки ЦАР ва-гбо нгомби Гастон Лекема и Бенибанди, ба-йа-бия Гбианзоло, исполнитель мимич. сказок Мангало.

Литература: Вrandel R., The music of Central Africa..., The Hague, 1961; Dlenda M., Die alten Tдnze Mpyиmo, "Afrika heute", 1967, No 3; Аrоm S., Instruments de musique particuliers а certaines ethnies de la Rйpublique Centrafricaine, "Journal of the International Folk Music Council", 1967, v. 19; Arom S., Tourelle G., Rituel de guйrison chez les ngbaka-mendjin en Rйpublique Centrafricaine, в кн.: Encyclopйdie des musiques sacrйes, v. 1, R., 1968; их жe, Culte des jumeaux chez les alies Rйpublique Centrafricaine, там же.

Дж. К. Михайлов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины