Музыкальная энциклопедия - цепной лад
Связанные словари
Цепной лад
цепной лад
(лат. catenarius (modus), сокр. сaten катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. "Ц. л."). Напр., в C-caten (до цепном) 4-звучная тоника с1 -е 1 es1 g1; 4 др.звука Ц. л. С составляют доминанту: h f1 d1 as1; 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 ais1 а1 сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. л. мажорно-минорным; отказ от этого наименования в пользу Ц. л. мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. "Элементы строения музыкальной речи" (ч.
2, 1931, с. 114) приводит отрывок из "Симфонии к "Божественной комедии" Данте" Листа. Как и нек-рые др. "лады Яворского", Ц. л. в чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. л. можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis).
Литература: Яворский Б., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, M., 1930-31; см. также лит. при ст. Ладовый ритм.Ю. H. Холопов. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 702 | |
2 | 626 | |
3 | 610 | |
4 | 568 | |
5 | 556 | |
6 | 550 | |
7 | 549 | |
8 | 546 | |
9 | 541 | |
10 | 535 | |
11 | 532 | |
12 | 506 | |
13 | 502 | |
14 | 492 | |
15 | 485 | |
16 | 476 | |
17 | 468 | |
18 | 461 | |
19 | 444 | |
20 | 416 |