Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - чадская музыка

Чадская музыка

чадская музыка
Разнообразие Ч. м. следствие этнич. пестроты населения Республики Чад. Наиболее ранние сведения о культуре данного региона встречаются в документах, сохранившихся от араб. путешественников (11 в.). Муз. традиции мн. народов, населяющих Чад, строго регламентированы. В муз. практике возникают большие трудности, связанные с кастовым делением общества, с ограничениями социального порядка (напр., не каждый имеет право играть на том или ином инструменте).

В муз. инструментарии одно из ведущих мест занимают барабаны: из глины, разл. пород дерева; цилиндрические, в форме усечённого конуса (с лепёшкой из вязкого вещества на мембране); одно-, двусторонние. Зачастую исполнитель играет одноврем. на двух барабанах (один барабан как бы имитирует мужской, другой женский голоса). Популярны ансамбли из 3 больших двусторонних барабанов, при совм. звучании к-рых возникает сложная полиритмич. ткань (традиция касты ремесленников). Распространены также др. удар. инструменты погремушки, трещотки, колокольчики; особое место занимают ксилофоны (балафоны), насчитывающие неск. разновидностей (напр., у сара из 14 пластин). Дух. инструменты, как и струнные, по-видимому, завезены из араб. стран: алгаита (тип гобоя), тростниковый поперечный одноязычковый кларнет, металлич. труба (дл. ок. 230 см). Обычно дух. инструменты объединяются в ансамбль с барабанами. Типичный проф. ансамбль алгаита, 2-3 барабана, а также певец, аккомпанирующий себе на лютне. В праздничные дни на больших площадях играют одновременно неск. таких групп (в ансамбли зачастую включены и трубы).

Разнообразны песни и танцы, многие из к-рых связаны с определ. профессиями (танец охотников мдомданг), ритуалами (ндон мбесси, байян, нъдасьон танцы, сопровождающие обряд инициации, т. е. посвящения в мужчины или женщины; а также кляг, исполняемый во время погребения), праздниками (амджермане, мъбилле, матичачуна, саи, басака, джоро-джоро); богатый пласт составляют хвалебные песни (в честь знаменательных событий или прославляющие известных людей). Для большинства песен характерны пентатоника, нисходящее мелодич. движение, антифонное исполнение (солист хор или перекличка между двумя хорами), их объём в пределах октавы. Пение часто сопровождается хлопанием в ладоши и "улюлюканием". Женщины (особенно у даза, теда и канембу) исполняют преим. вок. музыку без инстр. аккомпанемента; исключение составляют туареги, у к-рых женщины сопровождают своё хор. пение игрой на барабанах.

После завоевания независимости (1960) большое внимание стало уделяться муз. культуре Республики Чад. Нац. центр. организованный при ун-те в Нджамене, ведёт работу по собиранию и обработке муз. фольклора. В 1970 создан Нац. ансамбль танца (худ. рук. Нъгорьо Булетин), с к-рым связана деятельность многих лучших музыкантов страны, в т. ч. певцов Магалвана Бетара, Зайдо Кемо и др. Ансамбль гастролирует во мн. странах (в 1975 в СССР).

Литература: Вrandilу M., Un exorcisme musical chez les Kotoko, в кн.: La musique dans la vie, t. 1 L'Afrique, ses prolongements, ses voisins, P., 1967; её же, De Teda uit Tibesti Instrumentale muziek, (Tervuren), 1970; её же, Un chant du Tibesti, "Journal des Africanistes", 1976, t. 46, tasc. 1-2.

Дж. К. Михайлов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины