Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - чайковский м. и.

Чайковский м. и.

чайковский м. и.
Модест Ильич (1 (13) V 1850, Алапаевск, ныне Свердловской обл. 2 (15) I 1916, Москва) рус. драматург, либреттист, переводчик, муз.-обществ. деятель. Брат П. И. Чайковского. В 1870 окончил Уч-ще правоведения в Петербурге. Служил в Симбирске в палате гражданского и уголовного суда, затем в Киевской губ. С 1874 сотрудничал в петерб. периодич. печати (муз. корреспонденции в газ. "Гражданин", "Голос", "Русские ведомости", в частности, под псевд. М-ий, N; позднее рецензии на спектакли драм. т-ра). Специализировался также в области сурдопедагогики: в 1875-76 в Лионе изучал спец. курс дефектологии у педагога Ж. Гугентоблера, в 1876-92 был воспитателем, с 1882 опекуном глухонемого Н. Г. Конради. С 80-х гг. выступал как драматург. На сценах моск., петерб. и провинц. т-ров ставились его пьесы: "Благодетель" (впоследствии переделана в пьесу "Борцы"), "Лизавета Николаевна", "Симфония", "День в Петербурге", "Предрассудки", "Боязнь жизни" и др. (в 1900 изданы его "Драматические сочинения"). Писал также прозаич. произведения.

Опыт лит. работы, познания в области музыки и т-ра определили успех Ч. как либреттиста. Автор либр. опер "Пиковая дама" (по повести А. С. Пушкина, 1890; первонач. вариант для комп. Н. С. Кленовского, 1887-89) и "Иоланта" (по драме X. Херца "Дочь короля Рене", 1891) П. И. Чайковского, "Дубровский" Направника (по повести Пушкина, 1894), "Ледяной дом" Корещенко (по роману И. И. Лажечникова, 1899), "Наль и Дамаянти" Аренского (по повести В. А. Жуковского, основанной на эпизоде из инд. эпич. поэмы "Махабхарата", 1903), "Франческа да Римини" Рахманинова (по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, 1904). Ч. принадлежат также сценарии и либретто неосуществлённых опер: "Инес" (по Ш. Нодье, 1877) и "Ундина" (по Ф. де ла Мотт Фуке в переводе Жуковского, 1878) для Чайковского (впоследствии вариант "Ундины" для С. В. Рахманинова, 1893), "Альманзор" (по Г. Гейне, 1900) для Ю. С. Сахновского, "Портрет" (по Н. В. Гоголю, 1904) для С. И. Танеева, "Флёнушка" (по романам П. И. Мельникова-Печёрского, 1907) для А. Н. Корещенко. Ч. перевёл на рус. яз. 1-й и 2-й тома кн. А. Д. Улыбышева "Новая биография Моцарта" (1890-92), драму "Ричард II" (изд. 1906) и сонеты (изд. 1914) У. Шекспира.

После смерти П. И. Чайковского посвятил свою жизнь увековечению памяти любимого брата. В 1894 при участии племянника В. Л. Давыдова основал в Клину Дом-музей П. И. Чайковского. Собрал архив композитора (с помощью Танеева и Г. А. Лароша разобрал и систематизировал муз. рукописи, документы брата). Написал фундаментальную биографию "Жизнь П. И. Чайковского" (фрагменты книги публиковались в журналах начиная с 1896; полный текст издан отд. выпусками в 1900 и в 3 томах в 1900-02). Несмотря на субъективность в изложении материалов и фактов, нек-рую неточность мемуарных сведений, свободную передачу текстов ряда документов книга поныне сохраняет значение важнейшего лит. источника для изучения жизни и творчества композитора. Ч. подготовил и издал "Музыкальные фельетоны и заметки" П. И. Чайковского (1898), "Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева" (1916). Он активно пропагандировал муз. наследие своего брата. Ч. был также инициатором изд. Собрания музыкально-критических статей Лароша (т. 1, 1913; Ч, автор вступит. статьи), написал воспоминания о Танееве и А. С. Аренском (1915, не изд.). Ч. состоял членом Гл. дирекции РМО (завещал ему дом в Клину), почётным членом об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека" (с 1910).

Сочинения: Музыкальные известия. Из Петербурга. (Русская опера, концерты РМО), "Русские ведомости", 1874, 20 дек.; Русская опера в Киеве, "Голос", 1874, 29 дек.; Русская опера в Киеве, "Музыкальный листок", 1875, 5 янв.; Музыкальные очерки, Драматическая симфония d-moll А. Рубинштейна. "Демон" его же, "Голос", 1875, 22 янв.; Детство и отрочество П. И. Чайковского, "РМГ", 1896, No 3, 4, то же, "Северный вестник", 1896, No 2, 3; Юность и молодость П. И. Чайковского, там же, 1897, No 1, 2, 4; Молодые годы П. И. Чайковского, там же, 1897, No 5, 6; Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1900-02, т. 1, 1903; Г. А. Ларош, в кн.: Дарош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913; (Предисловие), в кн.: Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, M., (1916); ОС. И. Танееве, в кн.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.-Л., 1925 (Труды Гос. ин-та муз. науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2); Письмо к В. Д. Комаровой-Стасовой, "СМ", 1965, No 5.

Литература: Биография П. И. Чайковского, "Московские ведомости", 1897, 29 сент.; Кашкин Н. Д., П. И.Чайковский и его жизнеописание, "Московские ведомости", 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, М. И. Чайковский (некролог), "Хроника ж. "Музыкальный современник"", 1916, No 14; Завещание М. И. Чайковского, там же, 1916, No 20; Кузнецова Г. В., М. И. Чайковский как сурдопедагог, в кн.: Вопросы дефектологии, Ученые записки Московского педагогич. института им. В. И. Ленина, М., 1964; Яковлев В. В., Модест Ильич Чайковский автор оперных трудов, в его кн.: Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978.

П. Е. Вайдман.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины