Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - цуккерман в. а.

Цуккерман в. а.

цуккерман в. а.
Виктор Абрамович (р. 23 IX (6 X) 1903, Браилов, ныне Винницкой обл.) сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Д-р искусствоведения (1958). В 1920-23 учился на химич. ф-те Киевского политехнич. ин-та. В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. у Г. М. Когана (учился также у Б. Л. Яворского, Ф. М. Блуменфельца). Муз.-теоретич. предметы изучал у Яворского, Б. Н. Лятошинского, А. А. Альшванга. В 1923-26 преподавал муз.-теоретич. предметы в Киевской консерватории, с 1926 в Моск. консерватории (с 1939 профессор). Среди учеников З. А. Апетян, В. П. Бобровский, Н. И. Виеру, Г. Л. Головинский, Г. В. Григорьева, В. И. Зак, И. В. Лаврентьева, М. И. Ройтерштейн, О. В. Соколов, Ю. Н. Хохлов, В.М. Цендровский. Ц. вместе с Л. А. Мазелем явился основоположником метода комплексного анализа муз. произв. В своих трудах разработал метод анализа, охватывающий средства выражения музыки в их взаимодействии. Ряд работ Ц. посвящён морфологич. и историч. исследованиям муз. структур и конструктивных закономерностей муз. форм, а также стиля рус. и заруб. классиков. Автор учебника "Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм" (совм. с Мазелем, ч. 1, 1967). Автор муз. произведений.

Сочинения: Теория ладового ритма и ее применение, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; О сюжете и музыкальном языке оперы-былины "Садко", "СМ", 1933, No 3; "Туркмения" Б. Шехтера, там же, 1936, No 4; Римский-Корсаков и народная песня, там же, 1938, No 10-11; Несколько мыслей о советской опере, там же, 1940, No 12; Произведения для духового оркестра, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина (совм. с А. А. Альшвангом), "СМ", 1949, No 1; "Молдавская сюита" Н. Пейко, там же, 1951, No 11; О теоретическом музыкознании, там же, 1956, No 4; "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957; Заметки о музыкальном языке Шопена, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; Не упрощать проблему, "СМ", 1963, No 3; De l'emploi des genres et des formes dans l'oeuvre de Chopin, в кн.: The book of the 1st International musicological congress... Warsz., 1960, Warsz., 1963; Муз. жанры и основы муз. форм, М., 1964; Незабываемые годы, в сб.: Б. Яворский, Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964; Яворский теоретик, там же, 1972; Теория музыки и педагогика в деятельности А. А. Альшванга, в кн.: Альшванг А. А., Избр. сочинения в двух томах, т. 1, М., 1964; Жемчужина русской лирики (об Adagio sostenuto из 2-го концерта для фп. с оркестром Рахманинова), "СМ", 1965, No 1; "Варшавская осень" 1965 года, там же, 1966, No 1; Виды целостного анализа, там же, 1967, No 4; Die Beethovensche Dynamik in ihren strukturellen und formbildenden Erscheinungen, в кн.: Bericht ьber den internationalen Beethoven-Kongress, В., 1970 (на рус. яз. в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972); Музыкально-теоретические очерки и этюды, (вып. 1)-2, М., 1970-75; Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Вариационная форма, М., 1974 и др.

Литература: Богатырёв С., Ценное исследование, "СМ", 1957, No 8; Житомирский Д., Книга о Чайковском, там же, 1973, No 6; Mазель Л., В. А. Цуккерман и проблема анализа музыки, в сб.: О музыке. Проблемы анализа (К семидесятилетию со дня рождения Ц.), М., 1974; Бобровский В., Головинский Г., В. А. Цуккерман-педагог, там же; Предисловие редакции к статье В. Цуккермана "Камаринская Глинки", "МЖ", 1979, No 12.

Л. В. Кулаковский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины