Музыкальная энциклопедия - двухчастная форма
Связанные словари
Двухчастная форма
Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф., в к-рой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.
В сложной Д.ф. объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двухили трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я собственно арию или песню ("Гадание Марфы" из оперы М. П. Мусоргского "Хованщина"). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы "Откуда эти слёзы" из 2-й картины оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама"). Встречается также сложная Д. ф., 2-я часть к-рой развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан"). В инстр. музыке сложная Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке авторское переложение для оркестра "Песни Сольвейг" Э. Грига.
Литература: см. при ст. Форма музыкальная .В. П. Бобровский.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 706 | |
2 | 630 | |
3 | 612 | |
4 | 571 | |
5 | 559 | |
6 | 553 | |
7 | 552 | |
8 | 550 | |
9 | 544 | |
10 | 542 | |
11 | 535 | |
12 | 508 | |
13 | 505 | |
14 | 496 | |
15 | 488 | |
16 | 480 | |
17 | 470 | |
18 | 464 | |
19 | 449 | |
20 | 421 |