Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - элегия

Элегия

элегия
(греч. elegeia, родств. elegeton дистих и elegos траурное пение в сопровождении авлоса) первоначально поэтико-муз. лирич. жанр в иск-ве Др. Греции. Э. представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. дистихов (гекзаметр + пентаметр), разнообразные по содержанию (воинственные, любовные, философские, нравоучительные). В римской поэзии культивировалась гл. обр. любовная Э., постепенно приобретавшая значение стихотворения печального, грустного характера, с мотивами одиночества, страданий, неразделённой любви. Э. получила широкое распространение в поэзии сентиментализма и романтизма (18-19 вв.); в ней развивались мотивы разочарования, неудовлетворённости, воспоминаний о прошлом, размышлений о бренности жизни, к-рые нередко приобретали философский или социальный смысл. Как самостоят. муз. жанр Э. встречается с 17 в. Ранние образцы вок. Э. принадлежат Г. Пёрселлу ("Пасторальная элегия на смерть Дж. Плейфорда", 1687; "Три элегии на смерть королевы Мэри", 1695). В нач. 19 в. к жанру Э. обратился Л. Бетховен ("Элегическая песнь" для 4 голосов и струн. квартета ор. 118). Жанр Э., распространённый в рус. поэзии (В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский,H. M. Языков, А. С. Пушкин), оказал значит. воздействие на развитие отечеств. романса (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, И. И. Геништа, М. Л. Яковлев, А. С. Даргомыжский). Рус. элегич. романс, как правило, представляет собой вок. монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фп. фактурой (часто "гитарная" арпеджированная, реже аккордовая) "Не искушай меня без нужды" Глинки на сл. Е. А. Баратынского; "Когда, душа, просилась ты" Яковлева на сл. А. А. Дельвига, "Я помню глубоко" Даргомыжского на сл. Д. В. Давыдова, позднее "Для берегов отчизны дальной" Бородина на сл. А. С. Пушкина, "Когда, кружась, осенние листы" Танеева на сл. Л. Л. Эллиса.

С 19 в. создаются и инстр. Э.; таковы Э. для фп. Ф. Листа, Ф. Бузони, Э. Грига, М. Регера, В. Фортнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, для виолончели и фп. Г. Форе, для фп., скрипки и виолончели Рахманинова ("Элегическое трио" ор. 9), для скрипки (или альта) соло И. Ф. Стравинского. Среди орк. Э. 1-я часть 3-й орк. сюиты и 3-я часть "Серенады для струнного оркестра" Чайковского, Andante elegiaco из 3-й симфонии Рахманинова, 3-я часть "Концерта для оркестра" Бартока (1943), "Траурная ода" ("Элегическая песнь", 1943) Стравинского, симфонич. Э. памяти А. Веберна (1946) Кшенека.

Е. М. Царёва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Эти прекрасные строки Пушкин назвал элегией. Стихотворная элегия в XVIII XIX веках была довольно распространенным жанром. Название это произошло от греческого elegos жалоба и вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно в условной «буколической» поэзии, жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Многие из вас, наверное, слышали вокальную Элегию Массне. Ее часто передают по радио в исполнении Шаляпина. Известны фортепианные элегии Рахманинова, Калинникова. ...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины