Музыкальная энциклопедия - эльснер ю. к.
Связанные словари
Эльснер ю. к.
В 1839-40 Э. побывал в Петербурге, где исполнялись его соч.; там у него возник замысел историч. оратории "Пётр Великий".
Композиторское творчество Э. охватывает все существовавшие в его время жанры сценич., инстр., вок., в т. ч. культовой, хор. музыки. Однако в историю музыки Э. вошёл гл. обр. как оперный композитор. Им написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам, в к-рых он продолжал традиции венской классич. школы; в то же время Э. обращался к польск. нар. творчеству темы мн. его соч. (особенно муз.-сценич.) осн. на нац. муз. фольклоре (впервые в истории польск. оперы). Творчество Э. важное звено в развитии раннего польск. муз. романтизма. Э. был редактором и издателем мн. сб-ков польск. нар. песен, а также фп. произв. и отрывков из опер др. композиторов.
Сочинения: оперы (все пост. в Варшаве) Пророчица Урсылла, или Что нравится дамам?(Wieszczka Ursylla czyli Co sie damom podoba, 1793), Переодетый султан (Der verkleidete Sultan, 1796), Султан Вампун (Sultan Wampun, 1800), Народное ополчение (Pospolite ruszenie, 1807), Андромеда (1808), Ведьмы с Лысой горы, или Лешек Белый (Czarownice z Lysoj Gуry czyli Leszek Bialy, 1809), Король Локетек, или Висличанки (Krуl Lokietek czyli Wisliczanki, 1815), Ягелло в Тенчине (Jagiello w Tenczynie, 1820), Жертвоприношение Авраама (Ofiara Abrahama, 1821) и др.; для солистов, хора и орк. культовая музыка, 3 оратории, 55 кантат (гл. обр. "по случаю"), 33 мессы, Народная (Ludowa) Stabat Mater (1848); для орк. 5 симфоний, полонезы, марши; камерно-инстр. ансамбли скр. дуэты, струн. трио, струн. квартеты; для фп. сонаты, рондо, вариации, полонезы и др. пьесы; для хора оффертории, более 80 псалмов и гимнов, ок. 100 хоралов; музыка к спектаклям драм. т-ра.Литературные сочинения: Rozprawa о metrycznosci i rytmicznosci jezyka polskiego, Warsz., 1818; Sumariusz moich utworуw muzycznych z objasnieniami о czynnosciach i dzialaniach moich jako artysty muzycznego, "RMz", 1957, No 4, 5.Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 253-56, т. 2, М., 1957, с. 251-53; его же, Учитель Шопена, "СМ", 1954; его же, Miedzy Oswieceniem i romantyzmem, (Kr., 1961); Hоesiсk F., J. Elsner i pierwsze konserwatorium muzyczne w Warszawie, "Biblioteka Warszawska", 1900, t. 3; eго жe, Z papierуw po Eisnerze, W., 1901; Sledzinski-Lidzki S., Dzieje symfonji warszawskiej w pierwszej polowie 19 w., "Rozprawy i notatki muzykologiczne", 1934, No 1; Joteyko T., J. Eisner, Warsz., 1934; Pomorska H., Jуzef Eisner. Monografia, Warsz., 1948; Michael К., J. Elsner jako teoretyk harmonji, "Muzyka", 1956, rok. 1, No 1; Nowak-Romanowicz A., Jуzef Elsner. Monografia, (Kr., 1957).З. Лисса.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 703 | |
2 | 629 | |
3 | 611 | |
4 | 569 | |
5 | 558 | |
6 | 551 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 543 | |
10 | 536 | |
11 | 533 | |
12 | 507 | |
13 | 503 | |
14 | 494 | |
15 | 486 | |
16 | 477 | |
17 | 469 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |