Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - эстампида

Эстампида

эстампида
эстампи (франц., англ. estampie, нем. Estampie, итал. istampita, испан. estampida, лат. stantipes), одна из важнейших форм зап.-европ. инстр. музыки 13-14 вв. Состоит обычно из 5-6 мелодич. фраз, каждая из к-рых повторяется с изменённым окончанием. Схема построения: а + х1, а + х2, b + x1(3) ), b + х2(4) и т. д. Неизменные участки фразы называются puncti (лат. punctum точка), меняющиеся продолжения (подобные 1-й и 2-й вольтам) соответственно ouvert (франц. открытый) и clos (франц., закрытый).

Э., также как лэ, является светской разновидностью секвенции (1). Осн. область применения формы танц. музыка. Всего сохранилось ок. 20 (преим. одноголосных) образцов Э. Наиболее известные среди них "Жалоба Тристана" ("Lamento di Tristano") и "Kalenda maya" (обе 13 в.). Э. (stantipes) описана Й. Грохео (ок. 1300), к-рый отличал её от более коротких дукции и ноты.

Литература: Moser H. J., Stantipes und Ductia, "ZfMw", 1919/1920, Jahrg. 2, H. 4; Handschin J., Ьber Estampie und Sequenz I-II, "ZfMw", 1929/1930, Jahrg. 12, H. 1, 1930/1931, Jahrg. 13, H. 3; Gennrich Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterlichen Liedes, Halle, 1932; Hibberd Ll., Estampie and stantipes, "Speculum", 1944, v. 19; Parrish С., Ohl J. F., Masterpieces of music before 1750. An anthology of musical examples from gregorian chant to J. S. Bach, N. Y., 1951, L., 1952 (рус. пер. Пэрриш К., Оул Дж., Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха, Л., 1975); Husmann H., Kalenda maya, "AfMw", 1953, Jahrg. 10, No 4.

T. С. Кюрегян.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины