Музыкальная энциклопедия - фагот
Связанные словари
Фагот
В России Ф. известен с кон. 17 нач. 18 вв. Ф. широко использовался в качестве солирующего инструмента в рус. классич. музыке, напр. М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила", испан. увертюра для оркестра "Арагонская хота"), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.).
Из многочисл. разновидностей Ф., появлявшихся в 16-19 вв., были распространены разл. типы малых Ф., в т. ч. фаготтино (итал. fagottino), звучащий октавой выше Ф., теноровый Ф. in G (реже in F; диапазон G f1), применяющийся гл. обр. для обучения игре на Ф., и рус. Ф. (диапазон G (F, E) g1), сходный с серпентом (отличался металлич. котлообразным мундштуком), использовавшийся в воен. оркестрах. В России такие Ф. бытовали под назв. пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В совр. практике сохранился контрафагот, к-рый включали в свои партитуры В. А. Моцарт (орк. пьеса "Масонская траурная музыка" и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории "Сотворение мира" и "Времена года"), Л. Бетховен (опера "Фиделио", 5-я и 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.), в 20 в. К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равель. К семейству Ф. относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.
Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45; Heckel W., Der Fagott, Biebrich am Rhein, 1899, Lpz., 1931; Оrefiсe A., Storia del fagotto, Torino, 1926; Langwill L. G., The bassoon: its origin and evolution, в изд.: Proceedings of the musical association, 66 Session, 1939-1940, Leeds, 1940; eго же, The bassoon and double bassoon, L., (1948); Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 188-205; Кunitz H., Pagott, Lpz,, 1957 (Die Instrumentation, Tl 5); Sрenсеr W., The art of bassoon playing, Evanston, Ill., 1958; Lehmann P. R., The harmonic structure of the tone of bassoon, Michigan, 1963.А. А. Розенберг.См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 702 | |
2 | 628 | |
3 | 610 | |
4 | 568 | |
5 | 557 | |
6 | 550 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 542 | |
10 | 535 | |
11 | 532 | |
12 | 506 | |
13 | 502 | |
14 | 493 | |
15 | 485 | |
16 | 476 | |
17 | 468 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |