Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - фарандола

Фарандола

фарандола
(франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farбndula) провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), к-рые иногда чередуются. Происхождение танца и этимология его названия не вполне ясны. Термин "Ф." производят и от испан. farбndula (родственное нем. fahrender едущий, странствующий) названия группы бродячих исполнителей, и от греч. palagxdoulos, букв. фаланга-невольник. Первая трактовка связана, очевидно, с тем, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и одноручной флейтой (см. Пифферо), вторая с хореографией Ф.: многочисл. участники танца брали друг друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения к-рой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танц. фигур). Сложный танц. рисунок Ф., спиралевидный или круговой, иногда трактуют как символич. изображение бегства Тесея из лабиринта. Ф. исполнялась и исполняется в городах Прованса во время праздников христианского календаря и в учреждённый королём Рене (1474) день "Coursos de la Tarasquo" легендарного чудовища, изображение к-рого несут перед танцующими.

Традиционная фарандола из Тараскона.

В 18 в. Ф. в качестве разновидности контрданса стала исполняться на балах; в 19 в. она получила широкое распространение как одна из фигур котильона, кадрили. К жанру Ф. вслед за Ш. Гуно (опера "Мирейль") и Ж. Бизе (2-я сюита из музыки к драме А. Доде "Арлезианка", в к-рой в оркестр введён тамбурин) нередко обращались франц. композиторы Г. Пьерне (Ф. ор. 14 No 2 для фп.), В. д'Энди (Ф. из 2-й сюиты ор. 91 для флейты, скрипки, альта, виолончели

Фарандола из музыки Ж. Бизе к драме А. Доде "Арлезианка".

и арфы), К. Дельвенкур (No 5 из "Danceries" для скрипки и фп.), А. Казадезюс ("Балет-дивертисмент" для старинных инструментов); Т. Дюбуа принадлежит балет "Фарандола"; Д. Мийо включил Ф. в "Провансальскую" (8-я часть) и "Французскую" (заключит. часть) сюиты для оркестра. Ф. встречается в музыке рус. композиторов (балет А. К. Глазунова "Испытание Дамиса"; балет П. И. Чайковского "Спящая красавица", в Ф. к-рого повторяющиеся квинты в басу имитируют звучание тамбурина).

Литература: Mathieu A., La farandoulo, Avignon, 1862; Вйrenger-Fйraud L. J. В., Rйminiscences populaires de la Provence, P., 1885; Sachs C., Histoire de la danse, P., 1938; Dumont L., La Tarasque, P., 1951; Tennevin N., Teхier M., Dances of France, (vol.) 2, L., (1951); Вaumel J., Les danses populaires, les farandoles, les rondes, les jeux chorйgraphiques et les ballets du Languedoc mйditerranйen, P., 1959; Louis M., Dances populaires et ballet d'Opйra, P., 1965.

T. С. Кюрегян.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины