Музыкальная энциклопедия - фонизм
Связанные словари
Фонизм
Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере "Тристан и Изольда"). В музыке кон. 19 нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене "Снегурочки" сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору "Свет и сила бог Ярила" особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма "Прометей" Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 ("Полночь") из балета "Золушка" Прокофьева. Термин "Ф." введён Тюлиным.
Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции цо гармонии, Л., 1978.Ю. Н. Холопов.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 708 | |
2 | 630 | |
3 | 614 | |
4 | 571 | |
5 | 559 | |
6 | 553 | |
7 | 553 | |
8 | 550 | |
9 | 544 | |
10 | 542 | |
11 | 535 | |
12 | 508 | |
13 | 505 | |
14 | 496 | |
15 | 488 | |
16 | 480 | |
17 | 470 | |
18 | 464 | |
19 | 449 | |
20 | 421 |