Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - габриели

Габриели

габриели
(Gabrieli) итал. композиторы, видные представители венецианской полифонич. школы. Андpеа Г. (между 1510-20, Венеция в конце 1586, там же). В 1536 певчий собора Сан-Марко, в 1558 органист церкви св. Иеремии. С 1564 второй, с 1584 первый органист собора Сан-Марко. Сочинял музыку к праздничным церемониям, в т.ч. по случаю победы при Лепанто (1571), открытия театра "Олимпико" в Виченце (1585) и др. В духовных произв. Г. нарушал равновесие хоров, использовал вок.-инстр. составы. Среди его светских сочинений выделяются песни в духе канцонет, в т.ч. "Джустинианы", в к-рых он подчас предвосхищает острую характерность оперы-буффа. Его преемниками в этой области были Дж. Кроче, О. Векки, А. Банкьери. Инстр. произв. Г. намечают контуры фуги (противосложение, стреттные проведения). Среди учеников Андреа Г. X. Л. Хаслер, Дж. Габриели.

Джованни Г. (ок. 1557, Венеция 12 VIII 1612 или 1613, там же). Племянник Андреа Г. В 15751579 состоял в придворной капелле под управлением О. Лассо (Мюнхен), что определило влияние последнего на его творчество, С 1584 второй, с 1586 первый органист собора Сан-Марко. Дж. Г. развивал традиции, залощенные Андреа Г.; он объединял вок. и инстр. средства воплощения, добиваясь ещё большей гибкости сопоставления групп хора и инстр. ансамбля. Заимствуя из органной музыки принцип октавного удвоения, чуждый полифонич. иск-ву, Дж. Г. достигал мощи и сочности звучания. Он тяготел к аккордовой фактуре, оживляемой ритмич. чеканными мотивами. Контрапунктич. развитию композитор предпочитал повтор одного тематич. образования в разной тембровой окраске. Дж.Г. первый выступил с многохорными инстр. произв., предвосхитив в нек-рых из них черты инстр. концерта, ввёл чередование пиано и форте (Sonata piano e forte). Его соната для 3 скрипок и цифрованного баса образец раннего гомофонного инстр. сочинения. Наиболее значит. произв.: концерты для 6-16 голосов (Concerti di Andrea et di Giovanni Gabrieli, Venezia, 1587), монументальные, красочные Священные симфонии (Sacrae symphoniae..., Venezia, 1597, 1615). У Дж. Г. совершенствовался нем. композитор Г. Шюц (был его любимым учеником). Андреа и Дж. Г. окончательно определили характерные черты венецианской школы: многохорность, наличие инстр. сопровождения, богатство тембровой окраски, свободное применение диссонансов, использование принципа концертности.

Сочинения: L'opera omnia... a cura di D. Arnold, v. 1-3, Roma, 1956.

Литература: Winterfeld С., Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, Bd. 1-3, В., 1834; Caffi F., Storia della musica sacra nella gia cappella Ducale di S. Marco in Venezia..., v. 1-2, Venezia, 1854-55, Mil., 1931; Ritter A. G., Zur Geschichte des Orgelspiels, Bd. 1-2, Lpz., 1884, 2 Aufl., В., 1959; Leichtentritt H., Geschichte der Motette, Lpz., 1908; Benvenuti G., Andrea e Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, Mil., 1931; Einstein A., The Italian madrigal, v. 2, Princeton, 1949.

Л. А. Вульфиус.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины