Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гаджибеков у. а. г.

Гаджибеков у. а. г.

гаджибеков у. а. г.
Узеир Аодул Гусейн оглы (5(17) IX 1885, с. Агджабеди, близ Шуши 23 XI 1948, Баку) сов. композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1938). Академик АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1938. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Основоположник современного проф. муз. искусства Азербайджана. Учился в Горийской учительской семинарии (1899-1904), занимался на частных курсах при Моск. филармонич. обществе (1911-12), в Петерб. консерватории (1914). В дореволюц. годы выступал в печати с критикой реакционных обществ. и семейно-бытовых устоев Азербайджана.В 1908 в Баку была исполнена опера Г. "Лейли и Меджнун" по одноим. поэме Физули. Это произв. положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вок. импровизацией мугамом на основе указанного композитором текста. Г. создал ещё 5 мугамных опер. Все они воспевали силу и красоту человеческого чувства и были проникнуты освободительными идеями ("Шейх Сенан", 1909; "Рустам и Зохраб", 1910, и др.). Быт и нравы дореволюц. Азербайджана получили отражение в муз. комедиях Г."Муж и жена" (1909), "Не та, так эта" (1910) и широко популярной "Аршин мал алан" (1913). Либретто мугамных опер и муз. комедий Г. писал сам. В 1908 под руководством Г. была создана в Баку первая нац. оперная труппа.

После Великой Oкт. социалистич революции широко развернулась муз.-обществ. деятельность Г. Композитор способствовал развитию в республике муз. образования, организовал азерб. муз. школу (1922), при к-рой создал отделение нар. инструментов. В 1938-48 возглавлял Азерб. консерваторию (с 1949 его имени), где ввел курс основ азерб. нар. музыки. Г. был организатором исполнительских коллективов первого многоголосного азерб. хора (1926), оркестра нар. инструментов (1931), Гос. хора (1936). В 1927 вышел в свет первый сб. азерб. нар. песен, составленный Г. совм. с М. Магомаевым. В кон. 20 нач. 30-х гг. Г. создал первые азерб. массовые песни, камерные инстр. произв., кантаты, произв. для оркестра нар. инструментов. Вершиной творчества Г. явилась опера "Кёр-оглы" (1937, Азерб. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1941) классический образец азерб. сов. оперы. Это героикоэпич. произв. о крестьянском восстании на рубеже 17-18 вв. Для оперы характерно единство азерб. нар. интонационно-образного строя и классич. средств муз. выразительности. Основу муз. драматургии "Кёр-оглы" составляют монументальные хор. сцены.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Г. написал ряд патриотич. песен ("В добрый путь", "Сестра милосердия" и др.), кантату "Родина и фронт" и романсы-газели на стихи Низами "Сэнзиз" ("Без тебя"), "Севгили джанан" ("Возлюбленная"). Тогда же Г. завершил работу над теоретич. исследованием "Основы азербайджанской народной музыки" (Баку, 1945) В последние годы жизни композитор работал над оперой "Фируза". Автор музыки Гимна Азерб. ССР (1944), Памяти Г. посвящена поэма для унисона скрипок, виолончели и 2 фп. "Посвящение Узеиру Гадшибекову" Амирова (1949). В г. Шуше в доме, где провел детские и юношеские годы композитор, открыт Дом-музей У. Гаджибекова (1959). Сочинения Г.т. 1-3 (Баку, 1964-68).

Сочинения: оперы Лейли и Меджнун (1908), Шейх Сенан (1909), Рустам и Зохраб (1910), Асли и Керем (1912), Шах Аббас и Хуршидбану (1912), Гарун и Лейла (1915), Кёр-оглы (1937, Азерб. т-р оперы и балета, Баку), муз. комедии Муж и жена (1909), Не та, так эта (1910), Аршин мал алан (1913); кантаты Памяти Физули (1934), Родина и фронт (1942); для оpк. увертюры, в т.ч. Джанги (Боевая, 1942); для орк. Азерб. Нар. инструментов сюита На хлопковых полях, фантазии В ладе Чаргях (1932), В ладе Шур (1932); для скрипки, виолончели и фп. В стиле ашугской (1932); для фп. сонатина, романсы-газели на стихи Низами Сэнзиз (Без тебя, 1941), Севгили джанан (Возлюбленная, 1944), ария Фирузы из оперы Фируза, песни, обработки нар. песен и др.

Литературные сочинения: Музыкально-просветительные задачи Азербайджана, "Искусство", (Баку), 1921, No 1; От "Лейли и Меджнун" до "Кёроглы", в сб. Искусство азербайджанского народа, M.Л., 1938; О народности в музыке, "Народное творчество", 1939, No 4; Пути советской оперы, "СМ", 1939, No 5, Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1957; О музыкальном искусстве Азербайджана, Баку, 1966, и др.

Литература: Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, M., 1938; его же, Узеир Гаджибеков, M.Л., 1947; Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945; Коpев С., Узеир Гаджибеков и его оперы, M., 1952; Агаева X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955; Аббасов А., Узеир Гаджибеков и его опера "Кероглы", Баку, 1956; Абасова Э., Опера "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова, Баку, 1960; ее же, Тематизм народных сцен в опере "Кероглы", "СМ", 1960, No 9; ее же, Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова, Баку, 1961; ее же, опера "Кероглы" Узеира Гаджибекова, Баку, 1965; Городинский В., "Кероглы", в его кн. Избранные статьи, M., 1963; Meликов X., Особенности стиля и драматургии муз. комедий Узеира Гаджибекова, Баку, 1963.

Э. Абасова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины