Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гартман ф. а.

Гартман ф. а.

гартман ф. а.
Фома Александрович (9 (21) IX 1885, имение Хоружевка, ныне Харьковская обл. 26 III 1956, Принстон, штат Нью-Йорк) рус. композитор и дирижёр. В 1900-02 учился в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой (фп.). Брал уроки композиции у А. С. Аренского, контрапункт изучал у С. И. Танеева (1907). В 1919-21 преподавал в Тбилисской консерватории. С 1921 жил за границей: в Константинополе, Берлине (организовал симф. оркестр для пропаганды рус. музыки), Париже, с 1951 в Нью-Йорке. В ранних произв. развивал традиции рус. школы (во мн. сочинениях сказывается влияние М. П. Мусоргского), позднее (после 1925) испытал воздействие модернизма. Отличит. черты муз. стиля Г. красочность гармонич. средств, колоритность инструментовки (виртуозное применение ударных инструментов), мастерское использование приёмов политональности и полиритмии.

Сочинения: опера Эстер; балеты Аленький цветочек (по сказке С. Т. Аксакова, 1907, Мариинский т-р, Петербург), Бабетта (1935, Ницца); для орк. 4 симфонии (1915, 1944, 1953, 4-я 1955, не завершена), 12 русских сказок (исп. 1955); концерты с орк.для фп. (1940); 2 для скр. (исп. 1943, 1950), для влч. (1935), для 2 к-басов (1943), для арфы (1944), для флейты (исп. 1950); сюита Из стихов Авсония (для голоса и орк., изд. 1914); камерно-инстр. ансамбли; фп. пьесы; песенные циклы на сл. К. Д. Бальмонта, П. Верлена, М. Пруста, Дж. Джойса и др.

Литературные сочинения: Об употреблении ударных инструментов в оркестре, "Музыка", 1912, No 80, 82; Sergei Ivanovitch Taneeff, "Tempo", 1956, No 39 (рус. пер. "CM", 1965, No 6).

И. M. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины