Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - глареан г.

Глареан г.

глареан г.

Глареанус (Glareanus; наст. имя и фам. Генрих Лорис, Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус 28 III 1563, Фрейбург в Брейсгау, Юж. Германия) швейц. поэт, филолог, муз. теоретик и педагог. Учился в лат. школе в Берне, в 1501-06 в Ротвейле (Германия) у М. Рубеллуса, изучал музыку под руководством И. Кохлеуса, а также богословие в ун-те в Кёльне (с 1506).

С 1510 магистр иск-в, в 1512 получил звание поэта-"лауреата". Г. был основателем ряда уч. заведений-интернатов (в Базеле, 1514; Париже, 1517; Фрейбурге, 1527), преподавал в университетах Франции, Германии, Швейцарии разл. науки и иск-ва математику, музыку, философию, историю, литературу и поэтику. Учёный-гуманист, обладавший широкими познаниями в разных областях науки, Г.

общался с выдающимися учёными своего времени, в том числе Эразмом Роттердамским. Наибольшее значение имеют труды Г. в области теории музыки, в к-рых он опирался на музыкальную практику (признание реальных ладов), занимал прогрессивную позицию в оценке прошлого и современности. Его первая работа "Введение в музыкознание...." ("Isagoge in musicen...", Базель, 1516) содержит главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении.

Гл. труд Г. муз. трактат "Додекахордон" ("Dodekachordon" "Двенадцатиструнник", 1519-39, изд. 1547) исследование о средневек. церк. ладах. Опираясь на труды древнегреч. теоретиков и изучив особенности диатоники, он устанавливает существование 12 диатонич. ладов (а не 8, узаконенных средневек. муз. теорией). Им были впервые обоснованы ионийский (мажор) и эолийский (минор) лады.

3-я часть трактата содержит многочисл. примеры из сочинений предшественников и современников Г. Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре и др. композиторов 15-16 вв., подтверждающие широкое применение описанных Г. ладов в муз. практике эпохи Возрождения. Этот трактат известен также под назв. "О музыке её деление и определение" ("De musices divisione ас definitione", Basel, 1549).

В 1888-90 "Додекахордон" издан с добавл. примеров из совр. партитур и выдержками из биографии Г., составленной Г. Шрайбером ("Dodekachordon", Publikationen der Gesellschaft fьr Musikforschung). Среди совр. изд. "Dodecachordon" (Faks., "Monuments of Music and music Literature in Faksimile", II, 65, N. Y., 1967, Hildesheim, 1969). Г. был редактором сочинений Боэция (изданы посмертно М. Ротой с комментариями И. Мурмеллия и М.

Агриколы, 1570). Идеи Г. имели важное значение для развития гармонич. мышления в европ. музыке и оказали влияние на Дж. Царлино и др. муз. теоретиков.

Литература: История европейского искусствознания от античности до конца 18 в., М., 1963, с. 120, 121; Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 387-413; Schreiber H., H. Loriti Glareanus, gekrцnter Dichter, Philolog und Mathematiker..., Freiburg, 1837; Fritzsсhe О. Fr., H. L. Glarean. Sein Leben und seine Schriften, Frauenfeld, 1890; Schering A., Die Notenbeispiele in Glarean's Dodecachordon (1547), в кн.: Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft, Lpz., 1911/12; Kirsch E., Studie zum Problem des Heinrich Loriti Glarean, в кн.: Festschrift A. Schering zum 60. Geburtstag, В., 1937.

К. К. Розеншильд. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины