Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - голованов н. с.

Голованов н. с.

голованов н. с.
Николай Семёнович (9 (21) I 1891, Москва -28 VIII 1953, там же) сов. дирижёр, пианист и композитор. Нар. арт. СССР (1948). С 1900 учился в моск. Синодальном уч-ще, где его преподавателями были В. С. Орлов и А. Д. Кастальский. Окончив уч-ще (в 1909) со званием регента 1-го разряда, работал дирижёром Синодального хора; выступал, в частности, в берлинской Певч. академии во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы (1913). В 1914 окончил Моск. консерваторию (класс композиции M. M. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко). В 1915 впервые выступил как симф.дирижёр в концерте оркестра Большого т-ра и был принят в этот т-р на должность помощника хормейстера. В 1919-28 и 1930-36 дирижёр, в 1948-53 гл. дирижёр Большого т-ра. С 1919 активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом т-ре, преобразованной впоследствии (1926) в Оперную студию-театр, а затем (1928) в Оперный т-р им. К. С. Станиславского. С конца 20-х гг. деятельность Г. была связана также с Моск. филармонией и Моск. радиоцентром, где он возглавлял оперный Радиотеатр. В 1937-53 был худ. рук. и гл. дирижёром Большого симф. орк. Всесоюзного радио. С 1938 муз. руководитель оперного отдела вновь созданной (в 1935) Станиславским Оперно-драматич. студии; совм. с реж. M. H. Кедровым участвовал в работе над пост. опер: "Чио-Чио-сан" Пуччини, "Виндзорские проказницы" Николаи, "Княжна Мэри" Дегтярёва, "Дмитрий Донской" Крюкова.

С 1907 вёл педагогич. деятельность. В 1925-29 и 1943-44 профессор оркестрового и оперного классов Моск. консерватории. Постановка оперы "Царская невеста", осуществлённая под рук. Г. (1926) студентами оперного класса и студенч. оркестром, первый спектакль консерватории после Окт. социалистич. революции. В Большом т-ре Г. пост. оперы "Борис Годунов" (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Садко" (1949, Гос. пр. СССР, 1950), "Хованщина" (1950, Гос. пр. СССР, 1951). Г. один из самобытных представителей рус. дирижёрской школы. Отличаясь выдающимися организаторскими способностями и энергией, он с первых лет Сов. власти стал горячим пропагандистом рус. классич. музыки и произв. сов. композиторов: Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова. Исполнительский стиль Г. характеризовался активностью дирижёрской воли, эмоциональным накалом, сочетанием широкой полнозвучной кантилены с яркими динамическими контрастами. Стремясь к наиболее полному выявлению своего творч. замысла, Г. нередко (особенно в 1-й пол. деятельности) прибегал к смелым (иногда спорным) оркестровым "ретушам", меняя текст авторской партитуры. Исключительная требовательность в работе давала ему возможность достигать высокой слаженности оперно-симф. ансамбля. В обширном репертуаре Г. особое место принадлежало рус. оперной классике и прежде всего операм М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Гос. пр. СССР (1946).

Был тонким пианистом-аккомпаниатором, выступавшим в течение мн. лет в ансамбле с А. В. Неждановой.

Сочинения: оперы Принцесса Юрата (на сюжет балт. легенды), Богатырский курган (по Г.Ибсену); для орк. -симфония,увертюра на рус. темы, симф. поэма Саломея (к пост. одноим. пьесы О. Уайльда, Малый т-р); для фп. соната; для голоса и фп. романсы; обр. нар. песен разл. национальностей.

Литература: Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948; Аносов Н., Николай Семенович Голованов, "СМ", 1951, No 5; Шавердин А., Большой театр Союза ССР, M 1952; Некролог, "CK", 1953, I, IX; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; К 75-летию Н. С. Голованова, "СМ", 1966, No 2; Хайкин В., Бурный талант, "СМ", 1968, No 8.

Е. Я. Рацер.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины