Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - кальдара а.

Кальдара а.

кальдара а.
(Caldara) Антонио (ок. 1670, Венеция 28 XII 1736, Вена) итал. композитор и дирижёр. Учился, возможно, у Дж. Легренци в Венеции; написал там первые оперы. В 1693-1700 служил виолончелистом в венецианском соборе св. Марка, где пел также в капелле.

Работал в Мантуе (капельмейстер, 1700-07), Барселоне (1708-09), Риме, Вене (1712), снова в Риме (1715). С 1716 вице-капельмейстер венского двора и один из ведущих композиторов венской оперы. Написал множество опер, ораторий, церк. и камерных сочинений для Вены и одновременно (1712-1727) мессы, оратории и оперы для Зальцбурга (на др. сценах оперы К. появлялись редко). Наряду с А. Лотти был одним из виднейших мастеров вок. музыки своего времени церковной (16-голосный Crucifixus, Missa in contrapuncto canonico, Missa dolorosa и др.), ораториальной (в т.ч. Il re di dolore, Giuseppe, La passione di Gesщ Cristo, Morte e Sepoltura di Gesu Cristo) и светской (кантаты, мотеты, мадригалы). Сочетал венецианские и неаполитанские традиции с элементами австр. и чеш. муз. культуры, привлекательность южной мелодики с развитой контрапунктич. техникой. Менее значительный как автор инстр. музыки, К. всё же выделялся (среди последователей А. Корелли) своими церк. сонатами (ор. 1 сонаты для 2 скрипок и виолончели с органом, изд. 1693, Венеция).

Сочинения: оперы (78, по др. данным, не менее 98), в т.ч. оперы-сериа (везде даты пост.) на тексты Дзено Ифигения в Авлиде (1718), Диктатор Луций Папирий (1719), Джангир (1724), Митридат (1728) и др., на тексты Метастазио Деметрий (1731), Адриан в Сирии (1732), Олимпиада (1733), Демофонт (1733), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1734), Фемистокл (1736) и др., оперы-буффа 2 на тексты Дж. К. Паскуини по "Дон Кихоту" Сервантеса, Терпение Сократа с двумя жёнами (La pazienza di Socrate con due mogli, 1731, совм. с И. Г. Ройтером); театр. серенады; 38 ораторий; ок. 100 кантат; симфонии; камерно-инстр. ансамбли квартеты, септеты, трио-сонаты; сольные сонаты для разл. инструментов; хоры мессы (св. 20), оффертории, градуалы, мотеты, псалмы, произв. в жанрах Miserere, Magnificat, Те Deum, Stabat Mater, Salve Regina и мн. др. церк. соч.; свыше 40 мадригалов, свыше 300 канонов; клавирные пьесы.

Литература: Luin E. I., Sulla vita e sulle opere di Antonio Caldara, в кн.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Liess A., Wiener Barockmusik, W., 1946; Rina1di M., Contributo alla futura biographia di Antonio Caldara, "Rivista Musicale Italiana", 1970, Sept.-Oct.

Б. С. Штейнпресс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины