Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - лесюэр ж. ф.

Лесюэр ж. ф.

лесюэр ж. ф.
Лесюёр (Lesueur, Le Sueur) Жан Франсуа (15 II 1760, Дрюка-Плесьель, близ г. Абвиль 6 X 1837, Париж) франц. композитор, хор. дирижёр и муз. писатель. Чл. Ин-та Франции (1813). Муз. образование получил в церк. певч. школах Абвиля и Амьена, а также под рук. аббата Роз в Париже. Работал как хор. дирижёр в соборах Дижона, Ле-Мана, Тура, с 1786 возглавлял капеллу собора Нотр-Дам в Париже. В канун Великой франц. революции высказывал в печати и осуществлял смелые идеи реформы церк. музыки, стремясь к её драматизации, к картинной изобразительности. Л. устраивал грандиозные концерты из своих произв. в соборе, чем вызвал нарекания церк. властей, и был вынужден уйти из капеллы. Начал писать для муз. т-ра, примкнув к передовым музыкантам революц. Парижа. В 1793 с успехом была поставлена его опера "Пещера", за к-рой последовал ряд др. оперных произв. Тогда же началась деятельность Л. в Нац. муз. ин-те (с 1795 консерватория) в качестве профессора, затем инспектора. Вместе с Э. Мегюлем, Ф. Госсеком, Ш. Кателем он составлял уч. пособия по муз.-теоретич. дисциплинам. В годы революции Л. создал ряд хор. песен и гимнов для массовых празднеств: "Песнь триумфов Французской республики", "Гимн 9 термидора", "Песнь 1 вендемьера IX года" (для 4 хоров) и др. Одарённый, горячо увлекающийся композитор-новатор, Л. был, однако, мятущимся и непоследовательным в своих поступках. В период консульства Наполеона он отошёл от консерватории и её передовых представителей, нападал на них в печати, стал придв. капельмейстером, отстаивал реставрацию старых церк.-певч. школ, а произв., созданные им для революц. празднеств, переделывал для церкви или использовал в прославление императора. В 1818-25 снова работал в консерватории. Среди учеников Г. Берлиоз, Ш. Гуно, А. Тома. Свой интерес к муз. т-ру, монументальным хор. жанрам, программной музыке Л. в известной мере внушил ученикам. Из соч. Л. сильнейшее впечатление на современников произвела опера "Пещера" (по одному из эпизодов романа "Жиль Блаз" А. Р. Лесажа) образец жанровой разновидности "оперы спасения". Эта опера проникнута предромантич. сгущением драматизма, чувствами опасности и тревоги, связанными с таинств. приключениями героев. Выразит. взволнованность вок. партий соединяется с колоритностью оркестра, передающего атмосферу действия.

Сочинения: оперы (9), в т. ч. Пещера, или Раскаяние (La caverne, 1793, т-р "Фейдо", Париж), Поль и Виргиния (1794, там же), Телемах на острове Калипсо (Tйlйmaque dans lоle de Calypso, 1796, там же), Оссиан, или Барды (1804, "Имп. академия музыки", Париж); муз. представления, в т. ч. Триумф Траяна (Le Triomphe de Trajan, 1807); 7 хор. гимнов и песен для революц. празднеств; 33 мессы; оратории; мотеты и др. духовные произв.

Литературные сочинения: Exposй dune musique, une imitative et particuliиre а chaque solennitй, P., 1787; Notice sur la mйlopйe, la rhytmopйe et les grands caractиres de la musique ancienne, P., 1793, Project dun plan gйnйral de lInstruction musicale en France, P., 1800-01; Lettre en rйponse а Guillard sur lopйra de La Mort dAdam, P., 1801.

Литература: Rадиге A., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 129-43; Lamy F.. Jean Franзois Le Sueur, 1760-1837, P., 1912; Buschkцtter W., J. Fr. Le Sueur, Halle, 1912.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины