Музыкальная энциклопедия - липиньский к. ю.
Связанные словари
Липиньский к. ю.
свои 2 комич. оперы. Концертировал во Львове и Варшаве. В 1814 играл в квартете совм. с Л. Шпором (1-я скрипка) в Вене. В 1817 ездил в Италию для встречи с Н. Паганини, давал концерты в Праге, Любляне, Триесте, Венеции, познакомился с учениками Дж. Тартини, творч. метод к-рого интересовал Л. Дважды в апр. 1818 состязался в игре с Паганини в Пьяченце, где, став другом Паганини, провёл 4 месяца, играя совм.
с ним в квартете. В 1819-27 и 1834-1839 гастролировал в России, Польше, странах Зап. Европы как солист и ансамблист (исполнил в Москве "Крейцерову сонату" Л. Бетховена с Дж. Филдом, участвовал в исп. последних квартетов Бетховена в Петербурге). В 1829-1834 жил во Львове, занимаясь композицией, собиранием и обр. муз. фольклора. После выступления в одном концерте с Паганини не концертировал до 1834, пересмотрел свои исполнит.принципы (критика противопоставляла его стиль игры стилю Паганини). Л. встречался во время гастролей с крупнейшими европ. музыкантами, а также с А. Мицкевичем (начал работать с ним над оперой на нац. сюжет). В 1839-59 солист и концертмейстер оперного т-ра в Дрездене (под рук. Р. Вагнера). Был также выдающимся камерным исполнителем (играл в ансамбле с М.
Шимановской, Р. Шуманом, Ф. Листом, в юности также с братом виолончелистом Антонием Л.). Последнее сольное выступление в 1848 в Лондоне (соло альта в авторском концерте Г. Берлиоза, дирижировавшего симфонией "Гарольд в Италии"). Игра Л. отличалась размахом, художеств. глубиной, романтич. яркостью. Был крупнейшим для его времени интерпретатором соч.
И. С. Баха и Л. Бетховена. В 1859-61 преподавал в основанной им муз. школе для крестьянских детей в Урлуве, близ Львова. Среди учеников Л. Й. Бём, Й. Иоахим, С. Сервачиньский и др. скрипачи сер. 19 в., испытавшие воздействие его исполнит. стиля. По завещанию Л. были учреждены стипендии в консерваториях Львова, Вены, Неаполя. Л. автор 2 комич. опер, 3 симфоний, увертюры, 4 концертов для скрипки с оркестром, в т.
ч. "Военного концерта" ("Concert militaire"), многочисл. скрипич. пьес, а также 3 полонезов для фп., скрипич. фантазий и вариаций на собств. темы и темы классич. опер, скрипич. транскрипций фп. пьес Ф. Шопена; составитель сб-ков польск., рус., укр. песен; ред. сонат Баха для скрипки и фп. (с А. Кленгелем) и всех квартетов И. Гайдна.
Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957; Ямпольский И., Кароль Липиньский и его русские связи, "СМ", 1962, No 7; Григорьев В., Кароль Липиньский в России, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; его же, Кароль Липиньский. Жизнь и творчество, 1967 (дисс); его же, К. Липиньский. (Материалы к творческой биографии), "СМ", 1968, No 3; Rоwrozniak J.
, Karol Lipinski, Kr., 1970.В. Ю. Григорьев. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 708 | |
2 | 630 | |
3 | 612 | |
4 | 571 | |
5 | 559 | |
6 | 553 | |
7 | 552 | |
8 | 550 | |
9 | 544 | |
10 | 542 | |
11 | 535 | |
12 | 508 | |
13 | 505 | |
14 | 496 | |
15 | 488 | |
16 | 480 | |
17 | 470 | |
18 | 464 | |
19 | 449 | |
20 | 421 |