Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - макам

Макам

макам
(араб.; осн. значение положение, место) ладово-мелодич. модель в араб., иран. и турецкой музыке (родственные явления маком, мугам, мукам, рага). М. возникли на основе нар. мелодий. Характерны для гор. муз. культуры; в крестьянской музыке не находят широкого применения. Каждый М. представляет собой комплекс попевок, подчинённых закономерностям определ. лада. Звукоряды М. диатонические 7-ступенные, но не отвечающие европ. темперированной системе; они включают интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов, разнящихся на пифагорову комму. Все ступени подобных звукорядов имеют свои названия; тоникой служит один звук определ. высоты, тогда как расположенные от него октавой выше и ниже рассматриваются как вполне самостоят. ступени. Один и тот же осн. тон могут иметь разные М. Встречаются и разл. М. с одинаковым звукорядом; они отличаются комплексом мелодич. попевок. Каждому М. придаётся определ. этическое и даже космологич. значение. О М. говорится во мн. ср.-век. трактатах, в т. ч. Ибн Сины, Сафи-ад-дина. Последний впервые указывает 12 классич. М., входящих в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда.

М. служат основой для импровизации муз. произв. как малой, так и крупной формы. Малые формы строятся на материале одного М., в крупных формах используются переходы от одного М. к другому своего рода модуляции. При этом соответственно меняется не только лад, но и тип мелодич. попевок. Характерным для крупных форм является последование двух разделов свободного по метру и лишённого текста таксимa (Taqsim) и выдержанного в определ. размере башравa (Basrav). Таксимы бывают инструментальные (сольные и с бурдоном) и вокальные, исполняемые обычно в виде вокализа, а также с участием инструментов. В башраве группа удар. инструментов постоянно повторяет определ. ритмич. формулу, на фоне которой развёртывается мелодия. Число применяемых М. различно в разных музыкальных культурах.

Литература: Idelsohn Z., Die Maqam der arabischen Musik, "SIMG", 1913/14, Jahrg. 15; Oransay G., Chronologisches Verzeichnis tьrkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrдge zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik von 15. bis 19. Jahrgang, там же, 1966, Bd 3, No 7; Elsner J., Der Begriff des maqam in Дgypten in neuerer Zeit, Lpz., 1973.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины