Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - марокканская музыка

Марокканская музыка

марокканская музыка
Муз. культура Марокко результат взаимных влияний культур берберов и арабов. "Чистые" образцы берберского иск-ва сохранились в центр. части Марокко, гл. обр. в отдалённых сельских местностях. Для него типична тесная связь музыки с поэзией и танцем. Наиболее распространённый жанр коллективный танец с пением. Различаются иск-во ахиду (берберов, живущих на северо-востоке этой области) и ахуах (берберов преим. племени шлехов, населяющих её юго-зап. часть). Музыка берберов, живущих вокруг центр. горного р-на, на равнинах Севера, Запада и Юга, приобрела гибридные формы (напр., у земмуров). Мелодии ахиду небольшого диапазона (часто в пределах квинты), преобладает хроматика (используются интервалы меньше 1/2 тона), господствует 5-дольный размер. Часто песни исполняются под аккомпанемент тамбурина. Пение без инстр. сопровождения тамавайт или ташерафт носит характер ритмически свободной импровизации (эта песенная форма широко применяется в свадебной церемонии). В ахиду руководящая роль принадлежит поэту-певцу амессаду, к-рый излагает сначала короткую песню (изли, атемши, тархиул), состоящую из фразы, разделённой ритмически на 2 полустишия, лишённых рифмы и ассонансов. Песню подхватывает хор, сопровождая её притоптыванием и хлопками в ладоши. Мелодии ахуах близки европейским, диапазон их до l1/2 октавы, в звукоряде отсутствуют интервалы меньше 1/2 тона, распространены нисходящие скачки на сексту, септиму, размер преим. 2-дольный. Муз. искусство племени земмуров сложилось под влиянием бедуинов (арабов-кочевников). Земмурские мелодии своего рода модулирующая речитация (монотонные подъёмы и спады голоса вокруг осн. тона по интервалам, близким четвертитоновым). Их ритмич. строение (обычно близкое размерам 3/8, 6/8) зависит от ритмики силлабического стиха.

Муз. инструментарий разл. берберских племён в сущности единый. Из дух. инструментов распространены: флейты (касба, по-берберски таввадит) диатонические касба хомассия (тростник с 5 узлами, к-рым соответствуют 5 отверстий), касба устия (более длинная) и хроматическая касба ашария (у земмуров; длина более 75 см, используется в ритуальных обрядах); свирель (по-берберски арханим, у земмуров замр) примитивный 2-ствольный инструмент, близкий по конструкции авлосу (несмотря на спаренные трубки одноголосный, на нём исполняют простейшие мелодии без гармонич. созвучий, допускаемых его конструкцией). Из удар. инструментов тамбурины: бендир (по-берберски аллун; большой плоский бубен) и тариджа (продолговатый бубен, обычно из глины). К струнным принадлежат скрипки эль-калальджа, у-эр-рбаб (2-струнная, в совр. Марокко её вытеснила европ. скрипка), а также 3-струн. мандолина гун-бри (излюбленный инструмент шлёхов).

Араб. музыка в Марокко своеобразный сплав испано-араб. и марокканского иск-в. Арабы, завоевавшие Марокко в нач. 8 в., принесли свою культуру и религию. Среди берберов быстро распространился ислам. Мн. берберские племена восприняли араб. язык. В Марокко араб. музыка представлена в основном инстр. жанрами (развивалась вне связи с танцем и поэзией). Существует классич. (ала и сама) и нар. (гриха) араб. музыка. Мелодии ала и сама часто родственны, но их тексты резко отличаются по содержанию. Ала иск-во светское, придворное, изысканное, развлечение для образованных людей; основой его служит классич. Араб. поэзия. Сама вокальное (не допускает инстр. аккомпанемента) иск-во религ. содержания (своего рода мусульм. духовные поэмы). Из араб. инструментов распространены кеманча, канун, рта (барабан). Приняты 5 ритмов: бсит, кайм-у-нусс, бтайхи, коддам, дердж. Те же назв. даны 5 разделам вок.-инстр. циклов нуб (каждая часть нубы строится в соответствующем ритме). Гриха это песни простых людей, основанные на разговорном языке (с обилием обиходных выражений и упрощённым синтаксисом).

В нар. творчестве марокканцев большое место занимает религ. музыка дикр. Многие дикры не уступают по красоте григорианским псалмам. Они поются гл. обр. в религ. общинах (каждая имеет свой дикр), сопутствуют культовым шествиям, погребальному обряду. Среди др. жанров праздничные, колыбельные, трудовые песни, музыка шествий, ритуальных танцев, свадебных церемоний.

Известностью пользуются композиторы А. Агуми, М. Шекруни, С. Шарки и др.

В Марокко работают: 3 оркестра Радио (симфонический, андалусской музыки, фольклорный), Нац. фольклорный ансамбль; консерватории в Мекнесе, Танжере, Касабланке, Нац. консерватория музыки, танца и драм. иск-ва в Рабате, Нац. школа музыки и танца в Тетуане, муз. об-ва в крупнейших городах. С 1960 в Марракеше проводятся нац. фестивали муз. фольклора.

Литература: Сhоttin A., Tableau de la musique marocaine, P., (1939) (рус. пер. Обзор марокканской музыки, M., 1967).

Л. О. Голден.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины