Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мелизмы

Мелизмы

мелизмы
(греч., ед. число melisma песнь, мелодия).

1) Мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К М. принадлежат разл. виды колоратур, рулад и др. вок. украшений. В зап.-европ. музыковедении термин "М " чаще всего применяется по отношению к приходящимся на один слог текста попевкам одноголосной и многоголосной музыки средневековья. Видное место М. занимают в византийской культовой музыке (см. Византийская музыка) и в григорианском пении. М. широко представлены в музыке народов Востока: для нар. и проф. музыки стран Зап. Европы они менее характерны. Полагают, что их проникновение в европ. муз. культуру связано с вост. влияниями. Противоположностью мелизматич. пению является т.н. силлабическое пение, в к-ром на каждый слог текста приходится только один звук.

2) В 16-18 вв. термин "М." нередко употреблялся в музыковедч. лит-ре в соответствии с первоначальным смыслом слова как обозначение музыкального сочинения, написанного на какой-либо поэтический текст и предназначенного для пения. Под "мелизматическим стилем" (stilus melismaticus) в то время понимался не изобилующий вок. украшениями, а простой песенный стиль: к нему относили произв. песенного типа, исполнение к-рых было доступно даже неподготовленным любителям музыки.

3) В сов. музыковедении термином "М." принято обозначать все мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, как устойчивой формы (форшлаг, трель, группетто, мордент), так и свободно-импровизационные (фиоритура, пассаж и др.). См. Орнаментика.

Литература: 1) Lасh R., Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentallen Melopцie, Lpz., 1913; Idelsohn A. Z., Parallelen zwischen gregorianischen und hebraisch-onentalisehen Gesangsweisen, "ZfMw", 1921-22, Jahrg. 4; Ficker R. V., Primдre Klangformen, "JbP", 1929, (Bd) 36; Соllаеr Р., La migration du style mйlismatique oriental vers l'occident, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, (v.) 16.

2) Walther J. G., Praecepta der musikalischen Composition, Lpz., 1955 (Manuskript, 1708), его же, Musikalisches Lexikon, oder Musikalische Bibliothek, Lpz., 1732, Faks., Kassel-Basel, 1953; Mattheson J., Der volkommene Capellmeister..., Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel, 1954.

В. А. Вахромеев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках фижмах со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения мелизмы. Греческое слово «melisma» означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины