Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - менуэт

Менуэт

менуэт
(франц. menuet, от menu маленький, мелкий; menu pas маленький шаг) старинный франц. нар. танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).

У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.

У рус. композиторов отдельные образцы М. у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).

Литература: Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704; Rameau P., Le Maоtre а danser, P., 1725; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.

С. П. Панкратов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины