Музыкальная энциклопедия - обертоны
Связанные словари
Обертоны
Частичные тоны (основной тон и обертоны) натуральный, или гармонический, ряд звуков, образующийся при колебании струны, настроенной на С.
Соотношения начальных звуков натурального звукоряда используются в учении о гармонии для обоснования происхождения мажорного трезвучия. В остальных случаях возникают более сложные негармонич. ряды звуков; так, брусок даёт вместе с осн. тоном ряд призвуков, частоты к-рых находятся в след. отношениях:
32 (осн. тон), 52, 72, 92, 112 или 1, 2,78, 5,45, 9,00, 13,45 и т.д.
Частичные тоны негармонический ряд, образующийся при колебании бруска (основной тон С).
Восприятие О. значительно отличается от восприятия осн. тона. Лишь при очень внимательном целенаправленном вслушивании музыкант может уловить в общем комплексе частичных тонов отд. О.; особенно это относится к гармонич. О., к-рые сливаются с осн. тоном. Спец. акустич. анализы доказывают темброобразующую роль О. Это свойство О. широко используется в муз.-исполнит. практике. Применяя разл. приёмы звукоизвлечения (напр., на скрипке pizzicato, флажолеты, игра с сурдиной, у грифа, у подставки), музыкант может усилить или ослабить те или иные О. и тем самым изменить окраску звуков. При игре на нек-рых нар. муз. инструментах (типа варгана) О. сильно выделяются; появляется возможность использовать их как самостоят. единицы звукоряда инструмента; так возникают своеобразные обертоновые "мелодии".
Литература: Музыкальная акустика, общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Гарбузов H. А., Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Володин А. А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970.Ю. Н. Рагс.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 703 | |
2 | 629 | |
3 | 611 | |
4 | 569 | |
5 | 558 | |
6 | 551 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 543 | |
10 | 536 | |
11 | 533 | |
12 | 507 | |
13 | 503 | |
14 | 494 | |
15 | 486 | |
16 | 477 | |
17 | 469 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |