Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - обухова н. а.

Обухова н. а.

обухова н. а.
Надежда Андреевна (22 II (6 III) 1886, Москва 14 VIII 1961, Феодосия, похоронена в Москве) сов. певица (меццо-сопрано), нар. арт. СССР (1937). В 1912 окончила Моск. консерваторию по классу пения у У. А. Мазетти, с того же года стала выступать как конц. певица. В 1916-43 солистка Большого т-ра (дебютировала в партии Полины "Пиковая дама").

О. выдающаяся представительница рус. вок. школы. Её голос, редкий по красоте и богатству тембра, глубокий, тёплого насыщенного звучания, отличался необычайно широким диапазоном исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Сочетание совершенного вок. мастерства с искренностью, проникновенностью и благородством художеств. интерпретации, неповторимое обаяние отличали артистич. облик певицы. Талант человека и художника позволял О. достигать синтеза мысли, слова, звука. Среди лучших партий Любаша ("Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен. Партии: Полина ("Пиковая дама"), Любовь ("Мазепа"), Любава; Весна ("Снегурочка"), Кащеевна ("Кащей бессмертный"), Ткачиха ("Сказка о царе Салтане"), Ганна ("Майская ночь"), Кончаковна, Марина Мнишек, Амнерис, Далила; Клариче ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева) и др. Большое место в жизни О. занимала конц. деятельность, её репертуар был многогранен и разнообразен (в т.ч. ок. 300 романсов и песен). Тонкой музыкальностью, задушевностью, верным ощущением нац. характера музыки, стиля и эпохи произв. было отмечено исполнение ею рус. романсов, в т.ч. П. И. Чайковского ("Нет, только тот, кто знал"), М. И. Глинки ("Сомнение"), А. С. Даргомыжского ("Я всё ещё его, безумная, люблю"), С. В. Рахманинова ("В молчаньи ночи тайной"), композиторов нач. 19 в. А. Е. Варламова ("Красный сарафан"), А. Л. Гурилёва ("Матушка-голубушка"), П. П. Булахова ("Не пробуждай воспоминанья"), а также вок. соч. Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Р. Леонкавалло и др. С волнующей простотой и задушевностью исполняла О. рус. крест. и гор. песни ("Скучно, матушка", "Степь да степь кругом", "Вечор ко мне, девица" и др.), любила петь песни сов. композиторов. В совершенстве владея неск. иностр. языками, О. исполняла франц., итал., исп. песни и романсы на языке подлинника. Участвовала в симф. концертах (пела сольные партии в Реквиеме Моцарта и финальном хоре 9-й симфонии Бетховена). Гос. пр. СССР (1943).

О. автор статей в периодич. печати: "Мои мысли о песне" ("СМ", 1952, No 8); "Певец любви и правды" (там же, 1954, No 6, о вок. музыке Глинки); "Дорогие сердцу образы" (там же, 1958, No 6); "С юных лет" (Автобиография) ("Театральная жизнь", 1961, No 24); "Из автобиографических записей" ("СМ", 1962, No 1); "Из воспоминаний" (там же, 1966, No 3); "Мои воспоминания" ("Театр", 1966, No 5).

Литература: Грошева Е., Высокие традиции русского пения, "Театр", 1951, No 5, с. 33-34; Надежда Андреевна Обухова, М., 1953; Щепкина-Куперник Т. Л., Избранное, М., 1954, с. 160-65; Аджемов К., Надежда Андреевна Обухова, "СМ", 1961, No 3, с. 132-34; Волков Н., Театральные вечера, М., 1966, с. 411-15, 417; Надежда Андреевна Обухова. Воспоминания, статьи, материалы, М., 1970; Pоляновский Г., Мои встречи с Н. А. Обуховой, М., 1971.

Г. А. Поляновский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины