Музыкальная энциклопедия - окегем й.
Связанные словари
Окегем й.
Люпи. О. утвердил господство полнозвучного 4-голосия в хор. стиле a cappella, довёл до совершенства иск-во контрапункта со свободным движением самостоят. голосов. Отличался виртуозным мастерством имитации и канонич. письма (обогатил полифонич. технику стреттами, инверсиями и пр.). По-видимому, О. был также философом, математиком и астрологом (по ср.
-век. традиции); он строил свои композиции на основании математич. расчётов, связанных со скрытой религ.-философской символикой. Славились сложные "загадочные" каноны и мессы О., в к-рых исполнителям задавались математич. задачи исчисления невыписанных голосов: в 4-гол. лат. мессе ("Missa ргоlationum") выписаны лишь 2 голоса; знаменитый (приписываемый О.
) 36-гол. канон "Хвала господу" ("Deo gratia") представляет собой сочетание четырёх 9-гол. последовательно вводимых канонов; "Месса любого тона" ("Missa cuiusvis toni") допускает исп. с любого тона звукоряда. В творчестве О. выкристаллизовались универсальные принципы полифонич. развития и формообразования. В своих соч. он достигал плавного развёртывания мелодич. линий, полноты хор. звучания и глубокой выразительности. Музыка О. (её наз. "мистическим пением"), обладающая возвышенной экспрессией, доходящей до экзальтации, по характеру соответствовала содержанию канонич. текстов и пользовалась исключит. признанием в Германии после Реформации. Сохранилось 14 месс (в т.ч. 11 полностью), реквием (первый известный многогол. реквием в истории мировой муз. лит-ры), 9 мотетов, св. 20 светских 3-гол. песен (шансон). Полн. собр. соч. О. издаётся: т. 1 в серии "Публикации старинной музыки" ("Publikationen дlterer Musik", содержит 8 месс, Lpz., 1927, N. Y., 1958), т. 2 в серии "Исследования и материалы" Амер. музыковедч. об-ва ("American musicological society", "Studies and documents", содержит 8 месс и части мессы, N. Y., 1947).
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789, М. Л., 1940, с. 123-26; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. Л., 1941, с. 395?401; Вurburе L. de, J. de Ockeghem, P., 1853, 1868; Brenet M. (Bobillier M.), (J. de Ockeghem), P., 1893, 1911 (лит.); Levitan J. E., Ockeghem's clefless compositions "MQ", 1937, v. 23, No 4; Rirro А., Histoire dela musique de la fin du XIV-е s. а la fin du XVI-e, P., 1940; R1amenac D., A postscript to v. 2 of the collected works of J. Ockeghem..., "Journal of the American musicological society", v. 3, 1950; Кrenek E., J. Ockeghem, L., 1953; Wolf H. C., Die Musik der alten Niederlдnder, Lpz., 1956; Henze M., Studien zu den Messenkompositionen J. Ockeghems, В., 1968.Л. Г. Бергер. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 711 | |
2 | 631 | |
3 | 614 | |
4 | 572 | |
5 | 562 | |
6 | 555 | |
7 | 554 | |
8 | 550 | |
9 | 545 | |
10 | 542 | |
11 | 535 | |
12 | 508 | |
13 | 505 | |
14 | 496 | |
15 | 488 | |
16 | 480 | |
17 | 470 | |
18 | 464 | |
19 | 449 | |
20 | 421 |