Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - островский а. и.

Островский а. и.

островский а. и.
Аркадий (Авраам) Ильич (12(25) II 1914, Сызрань 18 IX 1967, Сочи) сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом иллюстратором, пианистом солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., "Комсомольцы беспокойные сердца" (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола.

В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов ("Зори московские", 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей ("Весёлые песенки", 1958, сл. З. Петровой; "Спят усталые игрушки", 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора 60-е гг.

Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. "Пусть всегда будет солнце" (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест "Голос земли", "Красная гвоздика" (обе 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня "Время" (1967, сл.

Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея к-рой ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: "Как провожают пароходы" (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), "Песня любви" (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен "А у нас во дворе" (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр.

жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.

Литература: Нестьева М., Аркадий Островский, М., 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971.

М. И. Нестьева. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины