Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - пометы

Пометы

пометы
киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По нек-рым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. положено подразделение 12-ступенного церк. звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх: g-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, "мрачного" согласия. Этот тон обозначался слав, буквами ("глаголь" и "наш"; сокр. "гораздо низко"). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени: II (сокр. слово "низко"), III (буква "слово"; сокр. "средним гласом"), IV (буква "мыслете"; сокр. слово "мрачно"), V (буква "покой"; сокр. слово "повыше"), VI (буква "веди"; сокр. слово "высоко"), VII ("гораздо высоко"), VIII ("покой" с точкой) и IX ("веди" с точкой). Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались ("глаголь наш с крыжем"), ("наш с крыжем") и ("цы"). П. проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. при чёрной нотации записывались киноварью, а при красной чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. указательные: (сокр. слово "тихо") замедление движения; (сокр. "борзо") ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом); (сокр. "закинь") ход на секунду вверх; (сокр. "ломи") скачок на терцию вверх; (сокр. "ударка") ход на секунду вниз; (сокр. "качка") ход на секунду вниз и обратно; (сокр. "равно") движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. стали отличаться от начертания соответств. букв, видоизменяясь под влиянием скорописи: "борзо" (b вместо ), "тихая" , "ломка" , "качка"

.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Калашников Л., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908, 1910; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963; Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1965-72.

H. Д. Успенский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины