Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - сенковский о. и.

Сенковский о. и.

сенковский о. и.
Осип (Юлиан) Иванович (19 (31) III 1800, Виленский уезд 4(16)111 1858, Петербург) рус. писатель, журналист, востоковед, муз. критик. Происходил из старинной польской шляхетской семьи. В 1819 окончил Виленский ун-т. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Африки, Азии, изучил мн. вост. языки. В 1822-47 профессор Петерб. ун-та (кафедра араб., перс. и турецкого языков). Был близок к деятелям польского освободит. движения, сотрудничал (в 1-й пол. 20-х гг.) в альманахе "Полярная звезда" А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Отличался разносторонностью художеств. интересов. В 1834-47 ред.-изд. журн. "Библиотека для чтения" (номинально до 1856). В своей журналистской деятельности (псевд. Барон Брамбеус) уделял большое внимание музыке, к-рой особенно увлёкся в 40-х гг. В это время дом С. был одним из известных муз. салонов Петербурга; его посещали мн. рус. и заруб. музыканты, в т. ч. бр. Виельгорские, В. Ф. Одоевский, Ф. Лист, С. Тальберг. С. был дружен с М. И. Глинкой. Автор мн. муз.-критич. статей, тонкий и проницат. знаток музыки, С. наряду с В. П. Боткиным, H.A. Мельгуновым, М. Д. Резвым способствовал развитию рус. муз.-критич. мысли 1-й пол. 19 в. Написал одну из первых статей об опере Глинки "Руслан и Людмила" ("Библиотека для чтения", 1842, т. 54, No 9), демонстрировавшую его прогрессивные взгляды. Полемизировал с Ростиславом (Ф. М. Толстым), отчасти с А. Д. Улыбышевым по вопросам эстетич. критериев в оценке ряда муз. явлений (в частности, творчества Дж. Верди) и отношения к вкусам публики, отстаивая общедоступность музыки. Писал о В. А. Моцарте, Г. Берлиозе, Листе, Р. Вагнере, о пианистич. иск-ве А. Г. Рубинштейна, Н. В. Погожевой, о скрипаче С. О. Таборовском и др. Принимал участие (написал ряд статей) в "Энциклопедическом лексиконе", изд. Плюшаром (с 12-го тома его гл. редактор). В статье "Гармония в музыке" обосновывал первостепенное значение мелодии ("Всю мысль композитора заключает в себе мелодия: она содержание и смысл музыкального творения"), сравнивая её с рисунком, а гармонию с колоритом в живописи. В капитальной статье "Основные понятия о музыке как искусстве, необходимые для всякого желающего судить о ее произведениях" ("Библиотека для чтения", 1848, т. 86, кн. 2, т. 87, кн. 3-4) высказал ряд глубоких мыслей о связях муз. и речевой интонаций. Занимался также муз. акустикой, изобретал новые муз. инструменты (клавир-оркестр, усовершенствованная скрипка и т. п.). Н. А. Римский-Корсаков на сюжет араб. сказки С. написал свою симф. сюиту (2-ю симфонию) "Антар".

Сочинения: Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1858-59.

Литература: (Клавир-оркестр, новый музыкальный инструмент, изобретенный в Петербурге), "Северная пчела", 1845, No 283; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. Биографические записки его жены, СПБ, 1858; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1 (совм. с Протопоповым В. В.), вып. 2, М., 1966-67.

И. М. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины