Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - серийная музыка

Серийная музыка

серийная музыка
музыка, сочинённая с помощью серийной техники. Принцип С. м. не предуказывает к.-л. конкретной гармонич. системы. Она избирается композитором для данного соч. вместе с серией. Композитор обращается к серийной технике тогда, когда для воплощения его замысла мажорно-минорная система оказывается непригодной. Однако встречается и С. м., вполне определённо окрашенная с точки зрения мажора и минора, хотя бы и в обновлённой и свободной их структуре (Скрипичный концерт А. Берга, g-moll B-dur; 1-я часть 3-й симфонии К. Караева, f-moll). С. м. не безразлична к типу муз. образности; так, она не применяется для соч. бытовых песен и танцев, весёлой популярной музыки. Тем не менее образный диапазон С. м. достаточно широк. В числе соч., написанных с применением серийной техники, возвышенная и утончённая поэма о любви "Свет глаз" Веберна (ор. 26), библейская легенда "Моисей и Аарон" Шёнберга, драма "Лулу" Берга, возрождающий необарочную полифонию "Canticum sacrum" Стравинского и соч., принадлежащие к области фп. миниатюры ("6 картин" Бабаджаняна). Стиль и индивидуальность одарённого композитора в той или иной степени запечатлеваются и в С.

м., отчасти и нац. характерность. Напр., индивидуальность Шёнберга и Веберна проявляется в их С. м. с полной определённостью. Несмотря на отсутствие фольклорности, С. м., напр., Веберна чисто австрийская, венская; её нельзя представит себе как французскую или русскую. Точно так же на С. м. Л. Ноно (напр., в "Прерванной песне") лежит печать итал.

кантилены.

Литература: Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. См. также Додекафония, Сериальность.

Ю. Н. Холопов. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины