Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - "шестёрка"

"шестёрка"

"шестёрка"
("Le Groupe de Six" "Группа Шести") содружество франц. композиторов, сложившееся вскоре после 1-й мировой войны 1914-18 и существовавшее до сер. 1930-х гг. В состав "Ш." входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем "Ш." был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест "Петух и Арлекин", в к-рой ниспровергал эстетику муз.

импрессионизма и звал к созданию иск-ва, "свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий". Значит. влияние на становление нового направления оказал также комп. Э. Сати. Само наименование "Ш." (по аналогии с рус. "пятёркой", как называют во Франции "Могучую кучку") впервые появилось в статье "Пять русских и Шесть французов" критика А.

Колле, откликнувшегося в еженедельнике "Comoedia" (от 16 янв. 1920) на сб-к сочинений 6 молодых композиторов. С тех пор это назв. закрепилось за группой и вошло в историю новой франц. музыки. "Ш." не представляла собой направления с единой художеств. программой, каждый из её членов обладал самобытной творч. индивидуальностью и вырабатывал свои приёмы муз.

выразительности, свой стиль. "Группа Шести", как писал Мийо, "...не преследовала при своём возникновении иной цели, кроме чисто дружеского объединения, вне каких-либо творч. тенденций". Участников этой группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции, их связывали общие взгляды; по словам Пуленка, это "борьба против расплывчатости, возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте...".

Творчество "Ш." оказало значит. влияние на развитие франц. музыки в направлении демократизации художеств. содержания и отчасти муз. языка. К сер. 30-х гг. определилось стремление членов "Ш." сблизиться и в творчестве, и в муз.-обществ. деятельности с прогрессивным демократическим движением франц. музыкантов. См. Народная музыкальная федерация.

Литература: Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Французская музыка и ее современные представители, в сб.: Шесть, Л., 1926; Дюрей Л., Музыка и музыканты Франции, "СМ", 1955, No 8; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Друскин М., Из истории французской музыки, в его кн.

: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973: Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., (1943); Milhaud D., Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус. пер.Заметки без музыки (фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Dufourcq N., La musique franзaise, P., 1970; Poulenc P., Entretiens avec Claude Rostand, P., 1954; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. Жyрдaн-Mоранж Е., Мои друзья музыканты, М., 1966); Combarieu J., Dumesnil R., Histoire de la musique..., v. 5 La premiиre moitiй du XXe siиcle, P.

, 1960 (глава из 5-го т. в рус. пер. Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964).

Г. М. Шнеерсон. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Le Groupe de Six Группа Шести) содружество французских композиторов, сложившееся вскоре после первой мировой войны и существовавшее до середины 1930-х гг. В состав Шестерки входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем Шестерки был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 г. брошюру "Петух и Арлекин", в которой ниспровергал эстетику музыкального импрессионизма. ...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины