Музыкальная энциклопедия - тамаша
Связанные словари
Тамаша
Зарождение Т. индийские исследователи относят к 17 в., когда маратхи вели многолетние войны против монг. правителей. К этому времени относятся первые сведения о представлениях Т., устраивавшихся в инд. деревнях для развлечения воинов-маратхов. Спектакль строился по принципу чередования вок.-танц. номеров, исполнявшихся деревенскими певицамитанцовщицами. Единств. роль, закреплённая за актёром-мужчиной, деревенский шут, развлекающий зрителей грубыми, порой непристойными шутками. Песни Т. задушевны и мелодичны. В отличие от песен класссич. инд. вок. стилей, они лишены философской рассудочности, усложнённой орнаментальности. Широкая мелодия подвижна и эмоциональна. Тематика песен чрезвычайно разнообразна, однако в 17 в. в соответствии со вкусами специфич. аудитории господствовали песни, прославляющие воинскую доблесть, силу, радости любви. По мере развития Т. её песни всё реже выходили из круга любовной темы. С окончанием военных действий, в новых историч. условиях характер Т. претерпел эволюцию: намечается тяготение к традиц. мотивам мифотворчества (в первую очередь, кришнаистским), к бытовому сюжету, получавшему в основном комедийную интерпретацию. К числу важных нововведений этого периода относятся и развёрнутые прозаич. песни-диалоги, включавшиеся в ткань представления, и трансформация образа шута, ставшего главным персонажем.
Иск-во Т. 18-19 вв. смогло отразить важные явления обществ. жизни Махараштры. Повысилось и значение Т., расширился круг зрителей. Новый импульс развитию Т. дал рост нац.-освободит. борьбы индийцев. Нар. песни, призывающие к единению усилий всего населения Индии в борьбе за свободу, получили через Т. широкий доступ к инд. зрителю. Успех этих представлений не смог не стимулировать стремление проф. композиторов и драматургов Махараштры использовать традиц. форму нар. зрелища для пропаганды идей нац.-освободит. борьбы. В 1943 маратхский драматург Аннабхау Сатхе на основе нар. мелодий впервые создал Т., вызванные к жизни политич. борьбой инд. трудящихся, "Акалечи гошт" ("Испытание умственных способностей") и "Бекаядешир" ("Незаконный"). Зародившаяся в политич. битвах инд. трудящихся, Т. не теряет значения и поныне. Помимо совр. формы Т., в Индии существуют труппы проф. актёров, дающие представления, во многом сходные с самыми ранними её образцами. Одна из них "Сангит Бари" (музыкальнотанцевальная труппа). В 70-е гг. в штате Махараштра функционировало 400 таких коллективов; каждая из трупп, в к-рую обычно входят члены одной семьи, состоит из 10 певиц-танцовщиц и небольшого оркестра (ударный дхолак, портативный орган, род инд. кларнета). Доминирует сольная любовная песня (лавани). "Сангит Бари" включает в программу также дуэты и трио (исполняются в унисон).
Наибольшей популярностью пользуется труппа "Арья бхушан тиэтр" (г. Пуна). Среди исполнителей: Бапирас Кхиде, Дешпанде, сёстры Витха, Кесар и Манорама.
Литература: Бабкина М. П. и Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964; Gаrgi В., Folk theater of India, Wash., 1966. M. П. Котовская.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 701 | |
2 | 626 | |
3 | 609 | |
4 | 568 | |
5 | 555 | |
6 | 549 | |
7 | 549 | |
8 | 546 | |
9 | 540 | |
10 | 534 | |
11 | 530 | |
12 | 506 | |
13 | 501 | |
14 | 491 | |
15 | 484 | |
16 | 475 | |
17 | 467 | |
18 | 460 | |
19 | 444 | |
20 | 416 |