Музыкальная энциклопедия - тертис л.
Связанные словари
Тертис л.
тертис л.
(Tertis) Лайонел (29 XII 1876, Уэст-Хартлпул 22 II 1975, Лондон) англ. альтист. С 5 лет играл на фп., с 12 лет на скрипке. Учился в Лондоне игре на фп. и на скрипке в Тринити-колледже, с 1895 в Корол. академии музыки, по окончании к-рой (класс скрипки X Уэссели) самостоятельно овладел игрой на альте. Всю дальнейшую исполнит. и педагогич. деятельность подчинил идее превращения альта в сольный инструмент. С 1899 преподавал игру на альте в Корол. академии музыки, одновременно (до 1904) концертмейстер группы альтов в Корол. симф. оркестре под упр. Г. Вуда (оказал столь же важное влияние на формирование Т.-исполнителя, как позднее Ф. Крейслер и Э. Изаи). В качестве солиста-альтиста дебютировал в 1908, впервые исполнив написанный специально для него концерт с оркестром Й. Боуэна. Виртуозная и вдохновенная игра Т. послужила для мн. композиторов стимулом к созданию альтового конц. репертуара. Т. посвящен и впервые им исполнен ряд сочинений А. Бакса, Ф. Бриджа, Р. Воан-Уильямса, Б. Дейла, С. Скотта, У. Уолтона, Г. Холста и др. современных ему англ. композиторов. Много гастролировал в странах Европы, Сев. и Юж. Америки. Среди крупнейших достижений Т. участие в исполнении конц. симфонии В. А. Моцарта для солирующих скрипки и альта с оркестром (среди партнеров Т. Ф. Крейслер и Э. Изаи), партии солирующего альта в симфонии Г. Берлиоза "Гарольд в Италии" и концерта для альта с оркестром У. Уолтона. Оставил исполнит. деятельность в 1937 (последний торжеств. концерт состоялся в Цюрихе, после к-рого Т. дал лишь один концерт в 1949 в фонд поощрения композиторов, создающих произв. для альта). Автор многочисл. транскрипций для альта, в т. ч. чаконы И. С. Баха, сонат для скрипки с фп. Э. Грига и С. Франка, концерта для виолончели с оркестром Э. Эльгара, концерта для кларнета В. А. Моцарта.Педагогич. деятельность Т., длившаяся более 50 лет, оказала огромное воздействие на формирование альтового исполнит. иск-ва. Им создана школа англ. альтистов. Сконструировал новые модели виолончелей (1959) и альтов (1962), большего размера и более насыщенного звучания. Большие альты Т. получили назв. "модели Тертиса" (применяются в ряде стран). Автор книг и статей.
Сочинения: Beauty of tone in string playing, L., 1938; Introduction to an English viola, "ML", 1947, v. 28, No 3; Cinderella no more, L., 1953 (автобиография); My viola and I; a complete autobiography, L., 1974.Литература: Russel T., L. Tertis: a study, "MT", 1937; Stanfield M. В., Lionel Tertis and the future, "The Strad", 1963, v. 74; Appe1baum Samuel and Sada, The Way they play, book 4, Neptune City, 1975, p. 262-70.В. А. Юзефович.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 703 | |
2 | 629 | |
3 | 611 | |
4 | 569 | |
5 | 558 | |
6 | 551 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 543 | |
10 | 536 | |
11 | 533 | |
12 | 507 | |
13 | 503 | |
14 | 494 | |
15 | 486 | |
16 | 477 | |
17 | 469 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |