Музыкальная энциклопедия - точка
Связанные словари
Точка
1) Т., поставленная справа от нотной головки или паузы, увеличивает длительность на половину:
Две точки справа от нотной головки или паузы увеличивают их длительность на половину и ещё на четверть первоначальной величины:
Нота с одной или двумя точками справа от головки входит в состав ритмич. фигуры, обозначающей пунктирный ритм. В 17 нач. 18 вв. Т. иногда обозначала увеличение длительности на одну четверть первоначальной величины:
означало
Такой записью пользовался И. С. Бах; её же описал Н. П. Дилецкий в "Мусикийской грамматике".
2) Т., поставленная над нотой, созвучием или аккордом, предписывает исполнение данного звука или созвучия staccato; точки над рядом нот или созвучий в сочетании со связывающей их лигой указывают на исполнение их portato.
3) В хоральной (квадратной) нотации (13 в.) Т. обозначала высоту звука. В мензуральной нотации с изменением формы нотной головки (с 15 в. нередко применялась округлённая запись нот) Т. стала фиксировать не только высоту, но и длительность звуков, что явилось прообразом совр. нотной системы. Т. применялась также в знаках, обозначавших в мензуральной нотации двудольность и трёхдольность; эти знаки ставились в начале или в середине нотной строки (при смене мензуры): (двудольный brevis), равный двум semibrevis, (трёхдольный brevis), равный трём semibrevis.
От термина "Т." происходит термин "контрапункт" "punctum contra punctum" ("точка против точки"), что подразумевает звучание осн. голоса вместе с одним или несколькими другими, совпадающими с ним в ритмич. отношении.
В. А. Вахромеев.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 703 | |
2 | 629 | |
3 | 611 | |
4 | 569 | |
5 | 558 | |
6 | 551 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 543 | |
10 | 536 | |
11 | 533 | |
12 | 507 | |
13 | 503 | |
14 | 494 | |
15 | 486 | |
16 | 477 | |
17 | 469 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |