Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - томашек в. я. к.

Томашек в. я. к.

томашек в. я. к.
(Tomasek) Вацлав Ян Крштитель (17 IV 1774, Скутеч, Чехия 3 IV 1850, Прага) чеш. композитор, пианист, педагог. Учился пению и игре на скрипке у регента П. Й. Вольфа в Хрудиме (1783-85). С 1790 жил в Праге, пользовался советами аббата Фоглера, а также И. Форкеля, М. Клементи, Я. Л. Дусика, одноврем. (с 1797) учился в ун-те (изучал право, математику, историю, эстетику, интересовался естеств. науками). Играть на фп. научился самостоятельно. В 1796 в Праге прославился как пианист-виртуоз. Большое влияние на исполнит. стиль Т. оказала игра Л. Бетховена (слушал его в Праге в 1796), Дусика (1804) и Форкеля, исполнявшего соч. И. С. Баха. Встречался с Й. Гайдном (1808), а также с Л. Бетховеном (познакомился с ним в Праге в 1797, затем посетил в Вене в 1801 и 1814). С 1793 давал уроки фп. игры. В 1806-24 был учителем музыки у графа Й. Бюкуа в Праге, дирижировал его капеллами, служил органистом. Завоевал известность одного из лучших фп. педагогов Праги, открыл собств. муз. школу (1824). Среди его учеников Я. В. Воржишек, А. Дрейшок, Ю. Шульгоф, Й. Б. Китль, Й. Дессауэр, Э. Ганслик. Дом Т. превратился в муз. центр города. Во время своих поездок он общался с И. В. Гёте (1822, 1823, в Хебе и Марианске-Лазни), Н. Паганини, Р. Вагнером, Г. Берлиозом, Р. Шуманом и др. крупнейшими музыкантами его времени (нек-рые встречи с ними описаны в мемуарах; его автобиографич. заметки не окончены доведены до 1823). Видный деятель нац. Возрождения, Т. был другом крупнейших представителей нац. культуры своего времени историка Ф. Палацкого и поэта В. Ганки. Уже первые произв. Т. получили признание (баллада "Леонора" и цикл вальсов для фп.). В ранних произв. (сонатах, вариациях для фп.) Т. следовал классич. традициям, в т. ч. В. А. Моцарта, позднее создал ряд произв., в к-рых наметились романтич. тенденции. Вошёл в историю чеш. музыки как создатель новых фп. жанров лирич. эклог и дифирамбов (под влиянием антич. лит-ры), к-рые послужили образцами для "Экспромтов" и "Музыкальных моментов" Ф. Шуберта, а также "Песен без слов" Ф. Мендельсона; ему принадлежат фп. рапсодии (3 тетради). Виртуозные пьесы Т. (3 "Allegri di bravura" и 3 "Allegri capricciosi") предвосхищают отд. черты произв. Ф. Шопена. Важное место в творчестве Т. занимала и вок. музыка; в его циклах песен на стихи чеш. (В. Ганки и др.) и нем. (И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Г. Гейне) поэтов ярко проявились романтич. черты. Ценная часть муз. наследия Т. мессы и реквиемы, в к-рых отразились его философские размышления. Творчество Т. в целом знаменует переход от классицизма к романтизму в чеш. музыке. Т. принадлежит сб. упражнений по гармонии ("Harmonische Ьbungs-Beispile", рукопись). Мн. произв. Т. остались в рукописи (нек-рые соч. изданы посмертно в разл. сб. произв. старинных чеш. композиторов).

Сочинения: оперы Серафина, или Великодушие и любовь (1808; 1811, Прага), Альваро и Сакунтала (не пост.); для солистов, хора и орк. сцены из "Марии Стюарт" и "Мессинской невесты" Шиллера, "Фауста" Гёте (все в рукоп.); кантаты, 2 мессы (1813, 1836), 2 реквиема (1820, 1823), Te Deum, оды, гимны; для орк. 3 симфонии (1801, 1805, 1807), увертюра; 2 концерта для фп. с орк. (1805, 2-й без даты); камерно-инстр. ансамбли Большое (Grand) трио для скр., альта и фп., струн. (контрапунктич.) квартет (1805), фп. квартет; для фп. 8 сонат, 15 рапсодий, танцы, марши, 42 эклоги (изданы в 7 тетр. по 6 пьес1807, 1810, 1813, 1815, 1817, 1819, 1823) и др. пьесы; соч. для органа; пьесы для стеклянной гармоники; песни на стихи Гёте, Шиллера и др.

Литературные сочинения: Selbstbiographie, "Libussa", 1845-50.

Литература: Бэлза И., Вацлав Ян Томашек, "СМ", 1950, No 8; его же, В. Я. Томашек, в его кн.: О славянской музыке, М., 1963, с. 293-300; Zбstera K., Vбclav Jan Tomбsek, predchudce B. Smetany, Skutec, 1912, 1925; Nemeс Z., Vlastн zivotopis V. J. Tomбska, Praha, 1941; Nettl P., Schubert's Czech predecessors, "ML", 1942, v. 23, No 1; его же, Forgotten musicians, N. Y., 1951; Tarantovб M., V. J. Tomбsek, Praha, 1946; Strakovв T., Tomбskovy pнsne na Goethovy texty, "Casopis moravskйho musea, vedy spolecenskй", 1955, r. 40, s. 214-52 (Acta musei Moraviae); eл жe, V. J. Tomбsek a jeho klavнrni eklogy, Casopis Moravskйho musea, Brno, 1960, s. 175-98; Postler M., Vбclav Jan Tomбsek, Praha, 1960 (библ. указатель); Pokora M., Vбclav Jan Tomбsek Skladatel na rozhranн dvou stylovэch epoh, "HR", 1974, No 5.

B. H. Егорова, А. Г. Юсфин.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины