Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - треугольник

Треугольник

треугольник

(итал. triangolo, франц. triangle, нем. Triangel, англ. triangle) ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром ок. 8-10 мм; согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый Т. (длина основания 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм); малый Т. звучит высоко и "тонко", большой более низко и "сочно".

При игре исполнитель держит Т. на жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту; ударяет по разл. частям Т. (для получения звука разл. степени громкости и характера) спец. стальной палочкой без рукоятки (дл. 220 мм). Звук Т. всех размеров без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, к-рый может заглушаться (при обозначении secco) прикосновением свободной руки; при коротких ударах звук глушится пальцами рук.

Для получения piano и pianissimo ударяют тонкой палочкой (2,5 мм диаметром) по верхней части одной из боковых сторон, для forte и fortissimo толстой палочкой (диаметром 6 мм) по его основанию, для tremolo или при быстром чередовании ударов по обеим боковым сторонам, иногда 2 руками (2 палочками); проводя палочкой по внешней стороне, получают своеобразное glissando.

Для получения определённых аффектов применяются Т. и палочки разл. размеров; мягкое, "тусклое" звучание достигается с помощью деревянных палочек (редко). Нотируется на одной линейке ("нитке"). Происхождение Т. неизвестно, однако его изображения и описания в трудах С. Фирдунга, М. Преториуса и др. муз. теоретиков свидетельствуют о том, что Т.

был распространён в 16-17 вв.; у Преториуса в "Sintagma musicum" (v. 2, Organografia, 1618) есть описание Т. с нанизанными на его среднюю сторону колечками. Вначале Т. применялся только в воен. музыке; использование его в оркестре в 1-й пол. 18 в. связано с "янычарской музыкой". Со 2-й пол. 18 в. Т. стали появляться в партитурах крупнейших композиторов (в симфонии G-dur Гайдна, 1761).

Широко применяется в симф. музыке с кон. 19 в. (симфония "Антар", 1868, сюита для оркестра "Шехеразада", 1888, Римского-Корсакова; симф. поэма "Дон Жуан" Штрауса, 1888; симф. скерцо "Ученик чародея" Дюка, 1897). Т. часто используется сов. композиторами (Концерт для 4 солирующих инструментов с оркестром А. Я. Эшпая, "Кармен-сюита" Бизе Щедрина, 15-я симфония Шостаковича и др.).

Литература: Дмитриев Г. П., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973; Панаиотов А. Н., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973; Greenfield M. H., Drums and triangles, L., 1951; Кunitz H., Die Instrumentation, Tl 10 (Schlaginstrumente), Lpz., 1960. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики. В музыке Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» треугольник введен в танец Анитры. Его звенящая трель подчеркивает изящный, капризный характер танца. А в «Шехеразаде» и «Испанском каприччио» Римского-Корсакова ритмичное позвякивание треугольника придает музыке еще больший блеск, живость, задор. ...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины