Поэтический словарь - контрольный ряд
Контрольный ряд
Формируясь в сознании человека, как свойство врожденного чувства ритма и как следствие опыта, К. р. соответствует понятию «динамического стереотипа» И. П. Павлова. Без К. р. немыслимо ни ритмическое восприятие стиховых и музыкальных произведений, ни тем более создание их поэтами и композиторами: К. р. служит как бы фоном для реальных звучаний метрического стиха и музыки, он контролирует количественную правильность ритмических построений.
Метрическая структура К. р. состоит из одинаковых модельных ячеек (долей), позитивным наполнением их являются звуковые и паузные элементы стиха. Речевой процесс в стихе, проходящий в русле тактометрического периода, подобен движению киноленты, кадры которой представляют последовательную смену отдельных статических состояний, преобразующихся при движении киноленты в динамическую картину реальных действий.
Кадрам киноленты соответствуют ритмические модификации в стихе. Включая в себя определенное фразовое построение, тактометрический период (и его К. р.) охватывает собой все пространство стиха — от анакрузы до эпикрузы. Иллюстрации см. в статьях анакруза, эпикруза, модификации ритмические, трехдольник, четырехдольник, пятидольник, шестидольник, хорей, ямб, тактометрический период.
Поэтический словарь. — М.: Советская ЭнциклопедияКвятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 530 | |
2 | 512 | |
3 | 505 | |
4 | 487 | |
5 | 481 | |
6 | 481 | |
7 | 468 | |
8 | 437 | |
9 | 435 | |
10 | 428 | |
11 | 425 | |
12 | 412 | |
13 | 407 | |
14 | 402 | |
15 | 395 | |
16 | 382 | |
17 | 372 | |
18 | 371 | |
19 | 368 | |
20 | 365 |