Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - одиннадцатисложник

Одиннадцатисложник

одиннадцатисложник
ОДИННАДЦАТИСЛО´ЖНИК — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской т. н. силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Общепринятое мнение гласит, что О., равно как и другие формы т. н. силлабического стиха, не имеет стопного, метрического строения и только рифма придает ему вид стиха. Это неверно: О. вышел из русской народной поэзии и является стопной формой стиха. Его ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ | . Полносложный стих шестидольника звучит так:

| Как во поле, | поле, || в широком раз | долье |

| Стоял тут са | дочек, || не мал, не ве | личек. |

| Во том во са | дочке || стояли три | древа, |

| Стояли три | древа || зелены, куд | рявы. |

Одиннадцатисложный вариант этого размера у виршевиков заключается в том, что в конце первого полустишия допускалась паузная цезура, уменьшавшая в стихе количество слогов до одиннадцати, т. е.:

12-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |

11-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ / || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |

Если под эту меру написаны стихи, то О. будет звучать так (в третьей строке допущена ритмическая инверсия):

| Ой стоги, сто | ги, / || на лугу ши | роком, |

| Вас не пере | честь, / || не окинуть | оком! |

| Ой, стоги, сто | ги / || в зеленом бо | лоте, |

| Стоя на ча | сах, / || что вы стере | жете? |

(А. К. Толстой)

Стих А. Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры О. русских виршевиков: О. есть паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Если обратиться к стихам самих виршевиков, то мы увидим, что их двенадцатисложники и О. подконтрольны одной и той же мере. Возьмем примеры из Симеона Полоцкого, из его книги «Рифмологион»; вот беспаузный двенадцатисложник слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):

| Да благосло | вит тя || господь от Си | она |

| на высоко | честнем || месте царя | фрона. |

| Да благосло | вит же || венчанную | главу |

| на премноги | лета || соблюдати | здраву. |

А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:

| По темной но | щи / || день светлый бы | вает, |

| солнца луча | ми / || всю тьму истреб | ляет. |

| Вся веселят | ся, / || егда осве | щенна |

| солнцем быва | ют / || преукра | шенна. |

Или у А. Кантемира:

| Тщетную муд | рость / || мира вы ос | тавьте, |

| Злы богобор | цы! / || обратив кор | мило, |

| Корабль свой | к бре | гу / || истины на | правьте, |

| Теченье вы | ше / || досель блудно | было. |

(«Противу безбожных»)

| Что дал Гора | ций, / || занял у фран | цуза. |

| О, коль собо | ю / || бедна моя | муза! |

| Да верна; у | ма / || хоть пределы | узки, |

| Что взял по-галь | ски — / || заплатил по| русски. |

(Автоэпиграмма)

Или пример из Кариона Истомина, который отделял полустишия заметным пробелом, отмечая так паузную цезуру: | Начало а | за /

| Бытность в Ада | ме /

| Земля есть в час | тех, /

| Отроча зрети / | писмене долг | знати, |

| людей всех смот | ряти. |

| в месяцах из | мена, |

| сладце в смысл оденна. |

(Стихи к букве «А»)Церковнославянский язык «силлабистов» мало понятен современному читателю, которому, конечно, трудно следить одновременно и за смыслом стиха и за прихотливым инверсированным ритмом. Однако это не мешает нам установить преемственную связь между строем стиха виршевиков и стихом народной поэзии.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины