Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - плач

Плач

плач
ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик), — жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека. Как своеобразный литературный жанр, П. встречаются в древнерусской литературе, например плач Ярославны в «Слове о полку Игореве». Известен плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. Житие зырянского просветителя Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым (автором жития Сергия Радонежского), заканчивается риторическим эпилогом в форме П.: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа», т. е. автора жития. Известен анонимный «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» (1611—1612). В 17 в. поэт Сильвестр Медведев написал «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича.

Разновидностью П. являются женские народные причитания. В них оплакиваются не только смерть близких людей, но и разнообразные невеселые случаи и события крестьянской жизни старой России — проводы в солдаты, неурожай, болезни, замужество против воли, тяжелая жизнь осиротевшей семьи и т. д. Именно на эту, социальную сторону народных плачей и причитаний обратил внимание в 1919 г. В. И. Ленин, ознакомившись с книгой Е. Барсова «Причитания Северного края». В этой связи большой интерес представляет исследование В. Базанова «О социально-эстетической природе причитаний» (журнал «Русская литература», 1964, № 4). Авторами и исполнительницами П. были т. н. вопленницы, среди них знаменитая Ирина Федосова, а в советское время — Настасья Богданова, Анна Пашкова и Маремьяна Голубкова. Обычная стихотворная форма П. — фразовик с трехсложной клаузулой, например:

Подойти мни вот, спобедноей кручинноей головушке,

Ко своему-то к рожоному к сердечному дитятку,

Ко своей-то мни ко белоей к лебедушке,

Ко умершеей ко бывшеей к подстылоей головушке!..

(Н. Богданова, начало «Плача о дочери»)

Уж пойти-ка мне, горюшице,

Уж ко столу да ко дубовому,

Уж поприсести мне да потихошеньку.

Уж как не знаю только, беднушка,

Сесть мне к резвыим ли ноженькам

Али к буйной ко головушке?

Уж лучше сяду только, беднушка,

Против сердечушка ретивого;

Уж погляжу на тело мертвое,

Уж тело мертвое, личико блеклое;

Да как спрошу, бедна горюшица,

Дорогого вождя Ленина...

(Е. Копейкина, начало «Плача о Ленине»)

Среди П. встречаются такие, в которых явно присутствует метрическое, стопное начало. Вот строки, похожие ритмическим рисунком на ритм известных народных стихов «Как по морю, морю синему» и отсюда — на ритм стихотворения Н. Некрасова «Орина, мать солдатская» (трехкратный четырехдольник третий):

Как и | дет да гостья | дальняя, / | / /

Идет | гостья долго | жданная, / | / /

Моя тетушка-до | бротушка, / | / /

Старша | буйная го | ловушка. / | / /

/ / | / У нас у | бедныих / | / /

Ново | чудо счудо | валося, / | / /

Ново | диво сдиво | валося! / | / /

(А. Пашкова, начало «Плача после пожара»)

Или следующие строго метрические стихи полубылинного строя (четырехкратный четырехдольник третий):

Спаси, | господи, спо | рядныих су | се-еду-у | шек! /

Благодарствую кресть | янам право | сла-авны-ы | им, /

Не жа | лели что рабочей поры| вре-еме-е | ни, /

Хоро | нить пришли на | дежную го | ло-ову-уш | ку — /

Уж вы | старосту-судь | ю да постав | лё-онну-у | ю! /

Он не | плут / был до | вас, не лихо | де-ейни-и | чек, /

Собо | лезновал об | о-обчестве | со-обра-а | ном, /

Он сто | ял по вам сте | ной / да го | ро´-одо-о | вой /

/ От | этих миро | вых да злых по | сре-едни-и | ков. /

(И. Федосова, начало «Плача о старосте»)

Точно таким же народным размером сложила свой замечательный «Плач о Кирове» советская сказительница С. Кривошеева:

Как уз | нала я про | смерть Сергей Ми | ро-оны-ы | ча, /

Сладкий | сон меня по | кинул в ночи | тё-омны-ы | е, /

В светлый | полдень мое | сердце омра | чи-ило-о | ся, / Все ли | цо мое о | мыли слезы | го-орьки-и | е, /

Что мне | делать, как мне | горе мое | вы-ыпла-а | кать? /

Другом | нашего на | рода ты мне | во-оди-ишь | ся, /

Сыном | кровным и лю | бимым вспоми | на-ае-ешь | ся, /

Светлым | разумом, Ми | роныч, ты прос | ла-ави-ил | ся, /

Ты хо | рошими де | лами возве | ли-ичи-ил | ся, /

Нале | тела, закру | жилась буря | чё-орна-а | я, /

Сорва | ла с него ли | хая крышу| го-оло-о | ву, /

Омра | чила злая | буря нашу | ро-оди-и | ну. /

Ох, Сер | гей Мироныч, | го-ордый / | со-окол / | наш! /

Кто у | бийца твой про | клятый? Кто, от | ку-уда / | он? /

Видно, | в злых его де | лах ты был по | ме-ехо-о | ю, /

Видно, | счастье ему | наше не пон | ра-ави-и | лось!.. /

(«Правда» от 1 декабря 1936 г.)Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины