Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - шестидольник

Шестидольник

шестидольник
ШЕСТИДО´ЛЬНИК — самая сложная из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной мерой, Ш. состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы:Шестидольник 1-й | ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |

Шестидольник 2-й ⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́

Шестидольник 3-й | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣ |

Шестидольник 4-й ⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣

Шестидольник 5-й ⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣

Шестидольник 6-й ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый Ш. Пятый Ш. часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый Ш. относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой Ш. — к ямбическим. В отличие от нечетной меры пятидольника, Ш. легко отсчитывается на три счета — по две доли на каждый счет.

Ниже приводятся образцы стихов, иллюстрирующие все шесть видов моделей четырехкратного Ш.

Шестидольник первый:

╔ | О´блаком вол | нистым |

╚ | Пы´ль встает вда | ли; / | ╔ | Ко´нный или | пеший — |

╚ | Не вида´ть в пы | ли! / |

(А. Фет)Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:

Люб | лю´ твой слабый | све´т в не | бе´сной выши | не´:

Он | ду´мы пробуди´л, у | сну´вшие во | мне´

(А. Пушкин)

Шестидольник третий (единственный пример):

| Если б | су´мерками |

| Звезды | вы´бежали |

| Пере | ми´гиваться |

| У пру | да´, / / / |

| Мы фо | на´риками |

| Элек | три´ческими |

| Им под | све´чивали |

| бы тог | да´ / / / |

(А. Квятковский)

Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Между тем мелодика ритма шестидольника третьего очень приятна; в музыке она широко популярна, например начало второй части первого концерта для фортепьяно П. И. Чайковского, который использовал здесь мелодию и ритм украинской песни.

Шестидольник четвертый:

Си | неет | па´луба — до | рога | ско´льзкая,

Ка | чает | здо´рово на | кораб | ле´, / /

Но | юность | ле´гкая и | комсо | мо´льская

И | дет по | па´лубе как | по зем | ле´ / /

(Б. Корнилов)

Шестидольник пятый (трехкратный):

На пи | рах ве | сёлых,

В дерев | нях и | сёлах

Прово | дили | дни´ /

Я в ле | су си | де´ла

Да в ок | но гля | де´ла

На кус | ты и | пни´ /

(И. Бунин)

Шестидольник шестой:

Обыкно | венный | де´нь, обыкно | венный | са´д.

Но поче | му кру | го´м колоко | ла зве | ня´т?

(Г. Иванов)

По своему долевому объему русским Ш. соответствуют античные шестидольные ионики о четырех слогах. Античная метрика различала нисходящий ионик ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣, соответствующий русскому Ш. первому ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣, и восходящий ионик ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, соответствующий русскому Ш. третьему ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины