Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - тактометрический период

Тактометрический период

тактометрический период
ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ ПЕРИ´ОД — объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики — А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих — от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников — 16, в классе пятидольников — 20 и в классе шестидольников — 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда — множество типовых формообразований. Это — «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называется кратой, отсюда — трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, — трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т. п. Вот примеры.

Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:

Без | отдыха пи | рует / с дру | жиной уда | лой / /

И | ван Васильич | Грозный / под | матушкой Мос | квой. / /

(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ Лю | безный име | нинник, /

╚ О, | Пущин доро | гой! / / ╔ При | брел к тебе пус | тынник, /

╚ С от | крытою ду | шой. / /

(А. Пушкин)Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:

| Осень! Обсы | пается / | весь наш бедный | сад. / / / |

| Листья пожел | телые / | по ветру ле | тят. / / / |

(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ | В сумерки ве | сенние / |

╚ | За листвой бе | рез / / / | ╔ | Гулко в отда | лении / |

╚ | Свистнул паро | воз. / / / |

(С. Маршак)Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:

Гля | жу как бе | зумный на | черную | шаль /

И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /

(А. Пушкин)Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ Гус | тая кра | пива

╚ Шу | мит под ок | ном, / ╔ Зе | леная | ива

╚ По | висла шат | ром. /

(А. Фет)И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:

Ходила | по´ лесу, по | ве´ресу, а | ве´рес не тра | ва´

Любила | ма´льчика три | го´дика, как | ро´занчик цве | ла´

(Народная частушка)

Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:╔ Ночной зе | фи´р

‖ Струит э | фи´р.

‖ Шумит,

‖ Бе | жи´т

╚ Гвадалкви | ви´р.

(А. Пушкин)То же без разбивки на строчки:

Ночной зе | фи´р струит э | фи´р. Шумит, бе | жи´т Гвадалкви | ви´р.

Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.

См. тактовик, народный стих, исторические песни, частушка.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины