Поэтический словарь - умолчание
Умолчание
Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:
А этот? Этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно, или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще..
подразумевается: «убил и ограбил». Или в «Бахчисарайском фонтане»:
Но слушай: если я должна
Тебе.. кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена.
Соответствующим жестом заканчивается басня Крылова «Гуси»:
Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить...
подразумевается: «лучше помолчим».
Но иногда У. бывает настолько сложно, что читателю трудно догадаться о действительном продолжении фразы, например:
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б.. но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже,
Хранит причину от людей
Своих надежд, своих страстей.
(М. Лермонтов)
Нет, вам красного детства не знать,
Не прожить вам спокойно и честно.
Жребий ваш.. но к чему повторять
То, что даже ребенку известно.
(Н. Некрасов)
На У. основан редчайший в практике поэтов стилистический оборот у В. Маяковского: фраза прервана на полуслове, на рифме, состоящей из трех кратких слов, которые вне контекста были бы совершенно бессмысленны:
И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на..
Из сигарного дыма
ликерной рюмкою
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
(«Облако в штанах»)
Близка к фигуре У. прерванная на рифмующемся полуслове фраза в стихотворении М. Светлова «Гренада»:
Я видел: над трупом
Склонилась луна
И мертвые губы
Шепнули: — Грена..Или в поэме П. Антокольского «Сын»:
Какой итог, какой душевный опыт
Здесь выражен, какой мечты глоток?
Итог не подведен, глоток не допит.
Оборвалась и подпись: «В. Анток..»
Еще более разительный пример У. в сочетании с ретардацией у Маяковского в «Стихах о советском паспорте»: начав в конце первой строфы фразу «Но эту...», поэт оборвал ее и повел на протяжении девяти строф повествование о паспортах других, несоветских государств, затем — о советском паспорте, и лишь в конце десятой строфы он повторил оборванную фразу, закончив ее великолепным в своей выразительности агитационным восклицанием. Здесь Маяковский повторил и развил прием, примененный А. Пушкиным в поэме «Граф Нулин»:
Он входит, медлит, отступает,
И вдруг упал к ее ногам,
Она.. Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья
Натальи Павловны моей
И разрешить, что делать ей?
Она, открыв глаза большие,
Глядит на графа — наш герой
Ей сыплет чувства выписные...Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 530 | |
2 | 512 | |
3 | 505 | |
4 | 487 | |
5 | 481 | |
6 | 480 | |
7 | 468 | |
8 | 436 | |
9 | 435 | |
10 | 428 | |
11 | 424 | |
12 | 412 | |
13 | 407 | |
14 | 402 | |
15 | 395 | |
16 | 381 | |
17 | 372 | |
18 | 371 | |
19 | 368 | |
20 | 365 |