Поэтический словарь - звукопись
Звукопись
О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!
У Крылова в басне «Осел и Соловей» стих имитирует трели соловья:
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Пользование в стихе приемами З. требует от поэта большого артистического такта. В этом отношении пушкинская З. является образцом фонетической стилистики; например, звуковая характеристика в «Евгении Онегине» шумных старинных балов и балов, современных Пушкину:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам.
Грубой по сравнению с пушкинской выглядит прямолинейная З. у К. Бальмонта, нарочито подчеркивающего аллитерирование звуков «в» и «л»:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весьма удачны опыты З. у некоторых советских поэтов, например у А. Вознесенского, который подбирает близко звучащие слова к мысли:
Мы — противники тусклого,
Мы приучены к шири —
Самовара ли тульского
Или «Ту-104» ( Ту сто четыре)
См. также звуковые повторы, эвфония.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 530 | |
2 | 512 | |
3 | 505 | |
4 | 487 | |
5 | 481 | |
6 | 481 | |
7 | 468 | |
8 | 437 | |
9 | 435 | |
10 | 428 | |
11 | 425 | |
12 | 412 | |
13 | 407 | |
14 | 402 | |
15 | 395 | |
16 | 382 | |
17 | 372 | |
18 | 371 | |
19 | 368 | |
20 | 365 |