Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - фридрих гёльдерлин - гиперион или отшельник в греции

Фридрих гёльдерлин - гиперион или отшельник в греции

фридрих гёльдерлин - гиперион или отшельник в греции
Лирический роман — крупнейшее произведение писателя — написан в эпистолярнойформе. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к образу титана, отца бога солнцаГелиоса, чье мифологическое имя означает Высокоидущий. Создается впечатление, что действиеромана, представляющего собой своего рода «духовную одиссею» героя, развертывается вневремени, хотя арена происходящих событий — Греция второй половины XVIII в., находящаяся подтурецким игом (на это указывают упоминания о восстании в Морее и Чесменской битвев 1770 г.).После выпавших на его долю испытаний Гиперион отходит от участия в борьбеза независимость Греции, он утратил надежды на близкое освобождение родины, сознает своебессилие в современной жизни. Отныне он избрал для себя путь отшельничества. Получиввозможность снова вернуться в Грецию, Гиперион поселяется на Коринфском перешейке, откудапишет письма другу Беллармину, живущему в Германии.Казалось бы, Гиперион достиг желаемого, но созерцательное отшельничество такжене приносит удовлетворения, природа больше не раскрывает ему своих объятий, он, всегдажаждущий слияния с ней, вдруг ощущает себя чужим, не понимает ее. Похоже, ему не сужденонайти гармонии ни внутри себя, ни вовне.В ответ на просьбы Беллармина Гиперион пишет ему о своем детстве, проведенномна острове Тинос, мечтах и надеждах той поры. Он раскрывает внутренний мир богатоодаренного подростка, необычайно чувствительного к красоте и поэзии.Огромное влияние на формирование взглядов юноши оказывает его учитель Адамас. Гиперион живетв дни горького упадка и национального порабощения своей страны. Адамас прививаетвоспитаннику чувство преклонения перед античной эпохой, посещает с ним величественные руиныбылой славы, рассказывает о доблести и мудрости великих предков. Гиперион тяжело переживаетпредстоящее расставание с любимым наставником.Полный духовных сил и высоких порывов, Гиперион уезжает в Смирну изучать военное делои мореходство. Он настроен возвышенно, жаждет красоты и справедливости, он постоянносталкивается с людским двоедушием и приходит в отчаяние. Настоящей удачей становитсявстреча с Алабандой, в котором он обретает близкого друга. Юноши упиваются молодостью,

надеждой на будущее, их объединяет высокая идея освобождения родины, ведь они живутв поруганной стране а не могут смириться с этим. Их взгляды и интересы во многомблизки, они не намерены уподобляться рабам, которые привычно предаются сладкой дреме,

их обуревает жажда действовать. Тут-то и обнаруживается расхождение. Алабанда —человек практического действия и героических порывов — постоянно проводит мысльо необходимости «взрывать гнилые пни». Гиперион же твердит о том, что нужновоспитывать людей под знаком «теократии красоты». Алабанда называет подобные рассужденияпустыми фантазиями, друзья ссорятся и расстаются.Гиперион переживает очередной кризис, он возвращается домой, но мир вокруг обесцвечен,

он уезжает в Калаврию, где общение с красотами средиземноморской природы вновьпробуждает его к жизни.Друг Нотара приводит его в один дом, где он встречает свою любовь. Диомита кажется емубожественно-прекрасной, он видит в ней необычайно гармоническую натуру. Любовь соединяетих души. Девушка убеждена в высоком призвании своего избранника — быть«воспитателем народа» и возглавить борьбу патриотов. И все же Диомита противнасилия, пусть даже и для создания свободного государства. А Гиперион наслаждаетсяпришедшим к нему счастьем, обретенным душевным равновесием, но предчувствует трагическуюразвязку идиллии.Он получает письмо от Алабанды с сообщением о готовящемся выступлении греческихпатриотов. Простившись с возлюбленной, Гиперион спешит встать в ряды борцовза освобождение Греции. Он полон надежд на победу, но терпит поражение. Причинане только в бессилии перед воинской мощью турков, но и в разладе с окружающим,

столкновении идеала с повседневной действительностью: Гиперион ощущает невозможностьнасаждать рай с помощью шайки разбойников — солдаты освободительной армии учиняютграбежи и резню, и ничем их нельзя сдержать.Решив, что у него с соотечественниками нет больше ничего общего, Гиперион поступаетна службу в русский флот. Отныне его ожидает участь изгнанника, даже родной отец проклял его.

Разочарованный, морально сокрушенный, он ищет гибели в Чесменском морском сражении,

но остается жив.Выйдя в отставку, он намеревается наконец-то спокойно зажить с Диомитой где-нибудьв долине Альп или Пиренеев, но получает весть о ее смерти и остается безутешным.После многих скитаний Гиперион попадает в Германию, где живет довольно долго. Но царящиетам реакция и отсталость кажутся ему удушающими, в письме к другу он язвительноотзывается о фальши мертвящего общественного порядка, отсутствии у немцев гражданскихчувств, мелочности желаний, примиренности с действительностью.Когда-то учитель Адамас предрекал Гипериону, что такие натуры, как он, обреченына одиночество, скитания, на вечное недовольство собой.И вот Греция повержена. Диомита умерла. Живет Гиперион в шалаше на острове Саламине,

перебирает воспоминания о былом, скорбит о потерях, о неосуществимости идеалов, пытаетсяпреодолеть внутренний разлад, испытывает горькое чувство меланхолии. Ему кажется, чтоон отплатил черной неблагодарностью матери-земле, с пренебрежением отнесясь и к своейжизни, и ко всем дарам любви, которую она расточала. Его удел — созерцаниеи мудрствование, как и прежде он остается верен пантеистической идее родства человекаи природы.

См. также:

И В Фон Гёте Годы Странствий Вильгельма Мейстера, Или Отрекающиеся, А К Толстой Князь Серебряный, Байрондг Паломничество Чайльд-гарольда, Дос Пассосдр Сша, Белинский В Г О Русской Повести И Повестях Гоголя, Джордж Байрон Паломничество Чайльд Гарольда

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1356
2
1276
3
1272
4
1222
5
1200
6
1135
7
1135
8
1005
9
854
10
844
11
824
12
821
13
805
14
791
15
785
16
764
17
739
18
704
19
690
20
659