Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - томас манн - доктор фаустус

Томас манн - доктор фаустус

томас манн - доктор фаустус
Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г.,

он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателемклассических языков и обзаводится семьей.Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье,

недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощаетдобропорядочность и прочную приверженность традиции.В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городеон живет в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотряна блестящие успехи в учебе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравоми не по годам любит одиночество.В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыкеи по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотряна сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыкии прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле,

куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так,

преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальномприсутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществесверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашаютв консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословиии теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает,

что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказатьсягубительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом.

К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытаетсяпогладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однакопроходит год, прежде чем юноша решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу,

но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; темне менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия,

но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врачвнезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врачаарестовывают. Больше юноша решает не лечиться.Он увлеченно сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песенна стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтоми переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесеШекспира «Бесплодные усилия любви».В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижера Любекского театра, а Леверкюн переезжаетв Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослыхдочерей — Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новыхзнакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипачРудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для негоскрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоем с Шильдкнапом. Жаркое летоони коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан многоработает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степениудивительной и новаторской.Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживаетв его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своейпричастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочитЛеверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названнойим «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошейболезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идет отсчет времени,

и через двадцать четыре года сатана призовет его к себе. Но есть одно условие: Леверкюндолжен навсегда отказаться от любви.Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместьеШвейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородныхпрогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинаютнаведываться мюнхенские друзья и знакомые.Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своегоноваторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многихфилармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «ЧудесаВселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает житьв доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.Инеса Родде Тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгораетот невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступаетв связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Её сестра Клариссатоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Роддеперебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время ужеПринимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показатьчеловечеству ту черту, к которой оно Приближается.Весной 1922 г. в Пфейферийг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крахи крушение надежд на личное счастье, она кончает счеты с жизнью, выпивая яд.Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумныйуспех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятсяс театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен,

а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашаетсяи признается, что и сам немного влюблен. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфас Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт.

Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки ИнесыРодде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедиинаконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом,

но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композиторпродолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плачдоктора Фаустуса».Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника,

пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельномуи кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в егожизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в мукахумирает. Врачи оказываются бессильны.Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряженной творческой активности:

он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он Приглашает друзей и знакомых прослушать егоновое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь,

в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырехлет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружбас юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребенку) приводятк гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себяне только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.Леверкюн начинает было играть на рояле свое творение, но вдруг Падает на пол, а когдаприходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трех месяцев лечения в клиникематери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малымребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот егоне узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии,

полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища»,

о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть,

погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

См. также:

Дойлак Пестрая Лента, Альбер Камю Чума, Кристиа Убийство Роджера Экройда, А П Чехов Моя Жизнь, Джон Апдайк Кентавр, Грэм Грин Комедианты

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
839
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658