Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - томас манн - волшебная гора

Томас манн - волшебная гора

томас манн - волшебная гора
Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшиеначалу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезномсанатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная,

гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в пленуу богини Венеры.Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий«Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. ГансКасторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срокачувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебногоосмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врачаБеренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок. С самого момента приездаГанс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине,

а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло междутеми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самомконце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семьлет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны дляпонимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позицииперсонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим егопроблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьбачеловеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколькодесятков персонажей — в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория:

кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постояннопоступают новые.Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории,

особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини — потомок карбонариев, масон, гуманист,

убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидитАвстро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой,

часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, которыйначинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациенткесанатория мадам Клавдии Шоша — любовь, которой он в силу полученного им строгоговоспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев,

прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной — это происходит во времякарнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философскихи естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудируетмедицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку,

используя для своих целей новейшее достижение техники — грамзапись и т.д. По сути дела,

он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа,

практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинаетрассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорноготовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенныйв горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то моментон не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий,

поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немноговремени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этотраз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж — иезуитНафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековоепрошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятиисовременную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении — слушаядолгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потомнаходит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей сторонеправда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недовериек иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна,

а в сопровождении своего нового знакомого — богатого голландца Пеперкорна. Почти всеобитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной,

загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с нимнекоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизньобрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду,

всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафти переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимаетяд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий — на этот раз, видимо, навсегда.С определенного момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущатьсякакое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки — датчанки Элли Бранд,

обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мыслина расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы,

в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешкии предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов,

а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санаторииоказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самомуничтожному поводу.Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеямиразвращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потоми к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулюсебе в голову.И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. ГансКасторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, гдеблизкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсемдругую сторону.В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такимиже, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Авторсознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя — повесть о немзакончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон дляповествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у ГансаКасторпа небольшие.

См. также:

Алехо Карпентьер Превратности Метода, Максим Горький Дело Артамоновых, Гомер Одиссея, Сомерсет Моэм Бремя Страстей Человеческих, Сомерсет Моэм Луна И Грош, Луиджи Пиранделло Генрих Iv

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
839
11
822
12
816
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658